Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
Архітектура сакральна
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫНа Руси, после принятия христианства возводилось множество Богородничных храмов: в честь Успения, Покрова, Ее св. икон и Рождества Приснодевы. В Киеве один из древнейших храмов Рождества Богородицы, что сохранился, находится на Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры вблизи монашеского кладбища. Этот храм украшает силует Киевских гор своими золотыми куполами и занимает завершающую роль в панораме Лавры над Днепром. Началась история храма еще в 1696 году, когда она была построена на месте древней деревянной церкви того же названия. Новый каменный храм был посторен на красивой террасе. Первоначально крестообразный в плане (10х8 м), увенчан 3 грушевидными куполами, расположенными по оси: восток-запад.
В 1767 году ко всем 4 углам храма были сделаны пристройки, дополнительно украсив четырьмя куполами. После этого храм стал 21,5х17,5 м. В 1894 году по проекту архитектора В.Николаева к южной, западной и северной частям церкви между пристройками были сделаны тамбуры. Но во время капитальной реставрации храма (1968-1970 гг.) они были разобраны. По проекту архитектора И.И.Макушенко сделаны новые перекрытия, купола заново позолотили. Живопись, выполненная в 1817 году масляными красками киевским художником Иваном Квятковским, погибла из-за плохих условий сохранения. Роспись была очень своеобразной и интересной...
С севера к церкви примыкает аркада, построенная на откосе архитектором И.Шеделем в 1744-1745 гг. Аркада имеет лестницу для входа на площадку пред храмом. В XIX в. монахи очень исказили ее, построив здесь келии. Сейчас аркада приведена в первоначальный облик (келии разобрали). Храм Рождества Богородицы увенчан тремя куполами с двухзаломными верхами барочной формы. К объему нефа примыкают четыре низенькие часовни, увенчанные декоративными грушевидными верхами с фонариками, придающими выразительную пирамидальную композицию, типичную для украинского барокко. Его беленые фасады украшены пилястрами и завершены многообломным карнизом. Сейчас храм отреставрирован и отремонтирован. Интерьер храма расписан в конце 1990-х гг. в стиле необарокко. Иконостас выполнили в 1980-х гг. мастера Троице-Сергиевой Лавры в каноническом иконописном стиле школ XV-XVI вв. Алтарные фрески представляют собой почти точную копию фресок храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре 1490 г., работы великого Дионисия. Храм является приходским на территории монастыря и принадлежит Духовной Семинарии и Академии, где молодое духовенство входит в новое практическое служение Церкви.
Здесь рядом и могилы великих подвижников и генерал-губернаторов, и схимонахов... Олег Степанов
|
|
|