Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 21

№ 22

№ 23


 
Архітектура сакральна Архітектура сакральна

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ КИТАЕВСКОЙ ПУСТЫНИ

В IV веке, когда закончились гонения на Церковь, христиане стали возводить множество храмов, но практически ни один из них не был посвящен Триединому Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому. Посвящали престолы в церквях и соборах чаще святым, на честь больших Господних или Богородничных праздников, Премудрости Божией Софии.

На Руси храмы в честь Святой Троицы стали посвящать несколько позднее, в XII-XIII вв. Например, Свято-Троицкая надвратная церковь (по одной из версий, первоначально была в честь свт. Николая) больничного монастыря при Киево-Печерской Лавре, Троицкая церковь Троице-Сергиевой Лавры и др.

Одна из них еще до недавнего времени пребывавшая в запустении - жемчужина на окраине Киева церковь Пресвятой Троицы в скиту Киево-Печерской Лавры “Китаевская пустынь”.

Земля здесь святая, и история ее уходит в далекие века… Монастырь был основан еще при кн. Андрее Боголюбском (прозванным Китаем, отсюда и название местности), подарившем эту землю Печерскому монастырю. Первоначально там была построена деревянная церковь в честь прп. Сергия Радонежского. А 21 августа 1763 г. на месте обветшавшей Сергиевской церкви блюститель Дальних пещер, иеромонах Тимофей заложил новую, каменную. Руководил строительством известный лаврский “каменных дел мастер” Степан Ковнир (1695-1785 гг.). Кирпич и известь доставлялись из лаврских Лыбедских заводов. Около трех с половиной лет ушло на возведение храма в Китаево. 28 мая 1767 г. он был освящен во имя Пресвятой Троицы.

План храма крестовокупольной конструктивной системы и имеет 5 куполов (один из них над алтарной апсидой). Четыре внутренних несущих столпа делят пространство храма на три продольных нефа почти одинаковой ширины.

Убранство фасадов храма решено в стиле украинского барокко. Резной позолоченный иконостас был изготовлен для него предварительно, еще в 1759 г. Иконы писались в Лаврской иконописной школе под руководством “начальника малярского Романа”.

Фасады церкви сдержанно декорированы архитектурными деталями, в едином белом цветовом решении, что создает бесконечно меняющуюся игру светотени. Южный и северный порталы украшены барочной лепниной. Особенно живописен северный вход с барельефным изображением двух ангелов, держащих корону.

Венчают Троицкую церковь характерные для украинского барокко грушевидные купола, зеленый жизнеутверждающий цвет которых органично вписывает их в красивейшие окружающие холмы, бурно укрытые лиственным лесом, а золоченые кресты придают возвышенность и блеск.

Храм один из последних построенных в стиле украинского барокко, уже настойчиво сменявшегося в ту пору классицизмом. Троицкая церковь в Китаево так же одна из последних больших работ мастера Ковнира, талант которого наиболее полно проявился в архитектурном ансамбле Киево-Печерской Лавры.

В 1853 г., согласно указу Высокопреосвященного владыки Филарета (Амфитеатрова), Китаевская пустынь стала величаться Свято-Троицкой. Тогда главный Троицкий храм основательно отремонтировали и надстроили еще три купола, превратив его в пятиглавый. Купола покрыли английским оцинкованным железом, все кресты и центральный купол позолотили.

Художник И.Шептованый, совместно с лаврскими мастерами, заново расписал интерьер храма. В 1874 г., при начальнике Китаевской пустыни игумене Герасиме, был позолочен резной иконостас.

К концу XIX века храм несколько обветшал: просели фундаменты, в стенах и сводах появились трещины. К тому же, он уже не вмещал многочисленных паломников. Все это привело к необходимости основательной его реконструкции в 1892 г., проведенной под руководством известного киевского епархиального архитектора академика Владимира Николаева (1847-1911 гг.).

Во время реконструкции Свято-Троицкого храма были усилены фундаменты, стены укреплены контрфорсами, пол выложен чугунными плитами, снятыми при ремонте в Успенском соборе Лавры.

Более чем в полтора раза увеличилась площадь церкви – с западной стороны сделана большая пристройка с разбором части существовавших стен. Однако при этом был утрачен пышный барочный лепной портал главного входа.

Храм обогатился двумя приделами: прп. Сергия Радонежского – с южной стороны и Свт. Дмитрия Ростовского – с северной.

В 1900 г. в тамбуре церкви были установлены четыре голландские печи, и стало возможным проводить богослужения в любое время года.

В августе 1941 г., во время тяжелых оборонительных боев под Киевом, артиллерийским огнем была повреждена крыша и купола Троицкой церкви. После войны в ней находился склад. В середине 1950-х годов в результате варварского, бесхозяйственного отношения обрушились купола. Храм стоял без кровли 15 лет. Но поскольку Троицкая церковь была включена в перечень памятников архитектуры республиканского значения, то и общество охраны памятников истории архитектуры добилось выполнения в нем реставрационных работ. В 1978 г. был разработан проект реставрации храма архитекторами В.Безякиным, Р.Быковой и Г.Максимовой. В первоначальном варианте проекта предлагалось восстановить храм в том виде, в каком он был в ХVIII веке построен Ковниром. Но от этой затеи отказались: в подобных случаях имеет место уже не реставрация, а фантазия современных архитекторов на тему барокко. Кроме того, совершенно очевидно, что сделанные в ХIХ веке дополнительные купола придали храму большую живописность. Наружную реставрацию закончили к юбилею Киева в 1981 г., но внутри он оставался в состоянии руины, с завалами битого кирпича, стенами и сводами с осыпавшейся штукатуркой.

В конце 80-х годов ХХ в., после долгого запустения, стали приводить в порядок интерьер Троицкой церкви. При этом из уцелевших фрагментов прежней живописи оставили образы архангелов Михаила и Гавриила.

Храм открылся как приходской в 1990 году. После этого усилиями настоятеля прот. Мирослава и прихожан снова были отремонтированы фасады и кровля, оштукатурены внутренние поверхности стен, настелены полы. По проекту архитектора Р.Быковой в соответствии с имеющимися описаниями воссоздан четырехъярусный барочный иконостас (судьба иконостаса ХVIIIв. неизвестна; церковь потеряла его еще в довоенные годы).

Сейчас храм приходской, но находится в центре монастыря. Множество прихожан и паломников съезжается сюда со всего Киева, приезджают с регионов Украины, России и др. стран дальнего и ближнего зарубежья.

В храме находятся св. мощи прп. блаж. Феофила, личные вещи прп. Серафима Саровского, множество благодатных икон.

Здесь всегда хорошо помолится, а особенно на храмовый Праздник Троицы, где все становится зелено, и радостно на душе от благодати Божией, от храмовой трапезы, от умиротворения намоленном преподобными Феофилом и Досифеей, архимандритом Феофилом (Росохой + 1996 г.), мирно почивающими тут... Так и стоит, как небесный вестник среди зелени, окруженный корпусами и домовыми церквями монастыря, прудами и лесными холмами с пещерами, храм Святой Троицы в дивном и древнем месте Китаево.

Подготовил Олег Степанов
    
  
№ 22
травень 2004 року

Зміст номера:

Основа христианской жизни

"Суспільство, яке принижує старість жебрацтвом та безправністю, не може називатись християнським"

О двух ветвях нашей культуры

Статус мертвого тела в философской антропологии и медицине

"Чи думала я коли-небудь про самогубство?"

День Святого Духа

Богословские перспективы антропного принципа

Чому зарубіжні мультфільми викликають страхи?

Про бідність і багатство

Заручення i вiнчання

Сошествие Святаго Духа в православной иконографии

Свято-Троицкая церковь Китаевской пустыни

Петрiв пiст

Новини звідусіль

Богословсько-педагогiчнi курси підготовки вчителів і вихователів для викладання Закону Божого

Троицын день

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Штейніков, Ольга Целюх,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz