ПРОПОВЕДЬ НА
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Все попытки человечества разрешить мучительный вопрос о смысле жизни разбивались об ужасную логику смерти, как разбиваются морские волны о скалу. Это приводило многих к пессимизму, а иногда к жизни согласно извращенному девизу: бери от жизни все, что можешь, живи в свое удовольствие, лови минуты счастья, наслаждайся, пока живешь, и т.д.
Высшее абсолютное благо, наполняющее нашу жизнь, само должно быть вечным. Ибо, как только мы помыслим в качестве него какое-либо временное состояние, будь то человеческой или мировой жизни, тотчас возникает вопрос о его собственном смысле. Все временное, все, имеющее начало и конец, не может быть самоцелью, немыслимо, как нечто самодовлеющее. Оно имеет смысл как средство, либо же оно бессмысленно.
Живое благо, или благо как жизнь, должно быть вечной жизнью, и эта вечная жизнь должна быть моей личной жизнью. Моя жизнь может быть осмыслена только, если она обладает вечностью.
Но сама вечность — это еще не все. Для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и наша собственная причастность Ему, достижимость для нас жизни в Боге, или божественной жизни. Только в том случае мы для себя самих обретаем смысл жизни, если, служа Ему, мы, как сыновья и наследники домохозяина, служим в нашем собственном доме, если Его жизнь, свет, вечность и блаженство могут стать и нашими, если наша жизнь может стать божественной, и мы сами можем обожиться.
Христианская вера учит о смерти как об успении, т.е. сне, и о вечной жизни за гробом. При свете этого учения все земные вопросы получают свое разрешение, обретают новый смысл. Человеку дана жизнь для того, чтобы, использовав ему отведенное время, он приготовился к вечности.
В Успении Божией Матери мы черпаем уверенность в этом. Божия Матерь — воплощение добродетели и чистоты. Она испытала неимоверные страдания у Креста Сына Своего, Который принес Себя в жертву за людей. Люди не поняли Его, оклеветали, оскорбили, привели на Голгофу, распяли и умертвили. Божия Матерь не проронила слова ропота или отчаяния. Мужественно испила Она чашу горя, зная, что Ее Сын страдает за людей, за их вечное блаженство. Она с Ним страдала, с Ним и царствует сегодня. Именуя Ее Царицей неба и земли, святая Церковь указывает христианам через Нее и при Ее помощи смысл нашей жизни и наше назначение. Мы верим, что Она и по смерти жива, спасает присно нас от всяких лютых. "Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея", — восклицает святой пророк Давид (Пс.131,8). Кивот — это Она, Благословенная, это и о Ее воскресении идет речь. И если Христос говорил: "Гдi Я, там и слуга Мой будет; и кто Мнi служит, того почтит Отец Мой" (Ип. 12,26), — то могут ли быть сомнения, что Она царствует со Христом, что Она там, где Он, что Она всегда жива? Вот откуда оно, наше глубокое исповедание: "Во Успенiи мира не оставила eси, Богородице", — сия уверенность, эти священные истины, выстраданные духовным опытом Церкви и опытом многих люботрудных сердец. Сердца людей знают, что в Ней они всегда найдут для себя понимание, помощь и ограждение, тихое пристанище и стену необоримую, Заступницу усердную и Матерь любимую. Знают, что Ее покров всегда над миром, знают и потому дерзновенно к Ней прибегают.
Прославляя сегодня Ее дивное Успение, всматриваясь в Ее благодатный и кроткий лик, изображенный на иконах, проникнемся, братия и сестры, чувством благоговения, радости и благодарения Богу и Его Пречистой Матери. Научимся сегодня у Ее гроба понимать смысл и цель нашей жизни. Человеческая мудрость родила много изречений и успокаивающих слов: "Мертвому — мертвое, а живому — живое"; "мертвый в гробi спи спокойно, жизнью пользуйся живущiй" — и другие в том же духе; и все эти слова успокоения носят временный характер, как временно и наше пребывание на земле. Но есть правда смерти и правда вечной жизни, вот почему так важно сегодня обратиться к Ней, Богородице и Матери света, с молитвой: Мати Божiя, всех нас заступи и молитвами Твоими избави от смерти души наша. Аминь.
|
|