Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 16

№ 17

№ 18


 

ПРОПОВЕДЬ НА
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Сегодня праздник Преображения. Не только в Церкви, в церковном языке, но и просто в человеческом обиходе встречается слово "преображение". Встречается и желание многих людей преобразиться, стать лучше, чем они были до настоящего времени. Жажда преобразиться, измениться — это потребность человека иметь в жизни праздник, обрести возвышенное чувство, которое бы уводило нас от ежедневной суеты, от прозаизма суетного мира.

Что же преображает человека? Преображает человека прежде всего идея, высокая, захватывающая все ею существо. Преображает человека вера в нечто светлое, прекрасное, к чему хочется прикоснуться, что хочется выразить посредством человеческих способностей. Преображает и вдохновляет человека самое высокое и благородное чувство, именуемое любовью, — любовь к людям и к делу. Любовь способна подвигнуть человека на высокое творчество, к достижению недостижимого и к пониманию непонятного.

В сегодняшнем евангельском событии, которое празднует святая Церковь, раз, и на все времена показано высокое Преображение, превышающее всякое человеческое просветление.

Что же такое Преображение Господне, ставшее идеалом нашего человеческого просветления, или преображения, и зачем понадобилось Господу Богу, Творцу мира, живущему во свете неприступном, преображаться пред свидетелями — Своими учениками и апостолами? Святое Евангелие устами богоглаголивых апостолов так говорит об этом преславном событии.

Христос, взяв трех учеников: Петра (как первого по вере), Иоанна (как первого в любви) и Иакова (как первого в терпении и верности), взошел на гору помолиться (Лк.9,28). "... И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф.17,2), "... сделались блистающими, весьма белыми, как снег" (Мк.9,3).

Какова же цель Преображения Господня? На этот вопрос дает ответ одно из церковных песнопений — кондак праздника: "...Ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видiша: да егда Тя узрят распинаема, страданiе убо уразумiют вольное, мирови же проповiдят, яко Ты еси воистину Отчее сиянiе". Святые ученики виденное проповедят миру. Бог — это Свет, свидетельствует Божественное Откровение, "Свiт истинный, Который просвiщает всякaго человiка, приходящaго в мiр. В Нiм была жизнь, и жизнь была свiт человiков; и свiт во тьмi свiтит, и тьма не объяла его" (Ин.1,9; 4-5). Бог, живущий во свете неприступном, являет Себя миру, людям. Свет Его Божества осиял некоего гонителя христиан Савла на пути в Дамаск (Деян.9,3-4), Савла, ставшего затем ревностным апостолом и проповедником Евангелия и принявшего за проповедь о Христе мученическую кончину. Явил Господь Свой свет и славу первомуче-нику архидиакону Стефану. Видевшие Его и слушавшие его заметили, что лицо его сияло и он был подобен Ангелу (Деян.6,15; 7,55-56).

Преподобный Серафим Саровский говорил о том, что благодать Святого Духа есть прежде всего свет, просвещающий и освящающий всякого человека. "Вспомните пророка Моисея, — говорил он, — тайнозрителя Божественного Лица, получившего на Синае Откровение. Когда он сошел с горы Синай, люди не могли смотреть на него, потому что лицо его сияло. До конца дней своих он носил покрывало на лице своем, чтобы не поразить окружающих светом, который излучался от него". Вспомним само Преображение. Когда Христос просиял во свете Божества и когда явились возле Него небожители — великие пророки Моисей и Илия, ученики не могли больше смотреть на свет Преображения, пали лицом на землю, пока облако светлое не скрыло виденное.

Человек — богоподобное существо. Человек носит в себе частицу Божественного света, частицу Божества. Нам сроден свет Его Божества, и не случайно о нем так тоскует душа человека. Свет этот можно приобрести, умножить. Можно постоянно пребывать в сфере его, если того мы сами пожелаем. Путь к этому — через богообращение, через трудовое и неуклонное шествие человека навстречу божественному снисхождению. Господь делает первым шаг в нашу сторону. Наше желание и наше усилие играют решающую роль в деле богообщения. Только в нем мы обновляемся, совершенствуемся, преображаемся.

Чтобы достигнуть своего преображения, человек должен иметь любовь и добрые дела. Человек трудом своим созидает свое преображение и обновление. А Господь, идя навстречу доброму волеизъявлению, посылает благодатную помощь и дар Святого Духа. При Его обильной помощи легче спастись, чем погибнуть. Божественным светом Господь венчает пашу веру и наше упование. Как увенчал Он в 320 году сорок севастийских мучеников, сонмы святых угодников, во всякое время и в разных местах просиявших, так Он и ныне венчает всякое доброе и благое намерение Своих рабов, кротких и терпеливых. Возложим на Него все наше упование и будем молиться: "Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе".

*   *   *

Преображение... Какое прекрасное и торжественное слово! И какое чудесное состояние передается этим словом!

Чувство преображения от природы присуще каждой человеческой душе. Кому из людей не приходилось испытывать особое состояние души, когда так хочется, чтобы среди обыкновенной, подчас однообразной жизни вдруг, хоть на миг, все озарилось ярким, необыкновенным светом? Это желание праздника среди будничных дней и тревог, желание хотя бы на какое-то мгновенье быть лучше, пережить момент, непохожий на скучную повседневность, коренится в сердце каждого человека. Нам понятно, когда говорят, что даже лицо преступника при виде родной матери, супруги или ребенка вдруг меняется, преображается, сквозь огрубелые черты лица просматривается какой-то свет, от которого вдруг повеет лаской и приветливостью, вызывающими удивление у тех, кто привык видеть это лицо суровым и ожесточенным. Понятно, вдохновенное состояние художника, который бьется над своей работой, чтобы запечатлеть в красках сияние света или красоту изображаемого. Без вдохновения, без озарения, или преображения, не бывает подлинного творчества. Что же преображает человека? Преображает идея, вера и любовь, преображает все прекрасное и возвышенное.

В евангельском событии, которое сегодня празднует святая Церковь, раз и навсегда дано идеальное преображение — просветление человеческой плоти светом высшего небесного происхождения. Хочется вспомнить слова святого апостола Павла: "Мы же все, открытым линем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор.3,18). Псалмопевец Давид в 33-м псалме говорит: "Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся" (Пс.33,6). Божественное Откровение свидетельствует, что Бог не только "обитает в неприступном свете" (1 Тим.6,16), как в природной Ему стихии, но и в Существе Своем есть свет, в котором нет тьмы (1 Ин.1,5). Всякое разумное существо (и ангел, и человек), вступая в союз с вечно живым Светом, освещается, озаряется Им. Так, Боговидец Моисей в разговоре с Богом на Синае так просветился божественным светом, что лицо его ослепительно сияло и после Синая. Он вынужден был с тех пор носить на голове покрывало (Исх. 34,29-33).

Мы с чувством благоговения читаем о том, как сотни и тысячи святых мучеников с каким-то особенным восторгом, с необыкновенным просветлением и радостью шли на костер и на крест. Их лица, одежда, даже их убогие жилища озарялись необыкновенным светом. Мы помним, как осветил небесный свет лицо архидиакона Стефана во время его мученического подвига. "Все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела" (Деян.6,15). А сколько святых подвижников видели не только славу Божию, но сами были причастниками и носителями Божественного Фаворского света! Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский удостоены были неоднократного посещения Божией Матери и озарения небесным светом. Сподобившись озарения свыше и находясь во свете, они просвещали им всех, приходящих к ним с верой. Свет Христов и ныне сияет для всякого человека, приходящего в мир, просвещая его ум, сердце, волю и желания. Свет Христов доступен всякому. Христос пришел в мир, чтобы осветить путь человеческого тернистого странствия, путь, ведущий к обителям света и блаженства в Царстве Небесном. Свет Христов преображает человека. Сколь же возвышеннее и преславнее Преображение Самою Господа нашего Иисуса Христа! Он — источник и полнота Света, явленного ныне на Фаворе.

Свидетелями Божественного Преображения были ученики и апостолы Петр, Иаков и Иоанн и два небожителя — великие угодники и пророки Моисей и Илия. Три евангелиста — Матфей, Марк и Лука свидетельствуют об этом чудесном событии. По свидетельству Евангелия, в момент молитвы Лице Христа вдруг просияло, как солнце, одежды же Его стали белыми, как свет (Мф.17,2). Евангелист Марк подчеркивает: настолько белыми, как снег, как на земле ни один белильщик не может выбелить (Мк.9,3). Этим Евангелие свидетельствует, что Преображение не было просто световым эффектом, что это был Свет от Света, это было внутреннее чрезвычайное просветление Богочеловеческой природы Господа нашего Иисуса Христа. Светлое облако осенило очевидцев Преображения, и был слышен голос: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Нем Мое благоволение; Его слушайте" (Мф.17,5). Трижды был слышен голос с неба: в момент, когда Христос вошел в Иорданские воды, чтобы смыть грех всего человечества; когда Христос преобразился на Фаворе; и в период страстных дней. О последнем свидетельствует Сам Христос, говоря: "Не для Меня был глас сей, но для народа" (Ин.12,30).

Говоря сегодня о Преображении Господнем, о его значении и важности в деле апостольском и в деле нашего человеческого просветления и обновления, можно, выражаясь словами Христа Спасителя, сказать, что и ныне голос Отца Небесного был не ради Него, но ради народа.

Своим Преображением Господь укрепил веру апостолов и учеников. За шесть дней до этого события они впервые открыто и сознательно исповедуют Его как Спасителя и Мессию. Христос, приоткрывая завесу грядущих Своих мук и страданий, укрепляет их веру, показав им всю полноту Божественной славы. Когда они увидят Его распятым, они вспомнят этот момент и эту присносущную славу, которая укрепит их человеческую немощь и даст необыкновенную силу, чтобы затем пронести Евангелие во все концы вселенной.

Преображение Господне укрепляет, братья и сестры, и наши с вами немощные силы, вселяет в наш ум новый и лучший смысл, направляет наши сердца к восприятию вечного, божественного. Никто, переступив ныне порог святого храма, не может уйти отсюда пустым и неуслышанным или безразличным. Пусть каждый, милостью Божией — а она простирается над всеми людьми, — унесет сегодня с собой из храма частицу Фаворского света. Пусть этот свет укрепит нас в несении жизненного креста без ропота, с глубоким смирением и пониманием важности и спасительности того, что дает нам Бог.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, да знаменается на нас свет Лица Твоего, да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь.

    
  
№ 17
cерпень 2003 року

Зміст номера:

Проповедь на Преображение Господне

Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы

Християнство і культура. Новинки у світі видань

Гора Фавор. Храм Преображения

Похвальное слово в честь Богородицы (на дни Успенского поста)

Києво-Печерська ікона Успення Пресвятої Богородиці

Молитва під мікроскопом

Як дізнатися про волю Божу?

Особенности религиозного мышления Востока и Запада

Вплив сім'ї на виховання

Новини звідусіль

"Cвидетели - кого - вы?"

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Довганич, Віктор Яценко,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови
Влас. кор.:
Олександр Андрущенко

Адреса “ВіК”:
03015 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz