Блаженнішого Володимира Митрополита Київського і всієї України
|
ЭТО МЫ, ГОСПОДИКогда ребенок, споткнувшись, больно ударяется об угол стола, он запоминает этот опыт на всю жизнь, если не с первого раза, то хотя бы со следующего. Но человечество в целом, пройдя через ужасы концлагерей (фашистских и сталинских), через Хиросиму и Чернобыль, не осознало грозных предупреждении. Слова, которые прозвучали на заре Новой Эры: "Покайтесь, время близко!" ни тогда, ни сейчас не были услышаны в полной мере. Принимать Господа можно по-разному. Можно погрузиться в "чистую веру" и отвернуться от мира, порицая его порочность, неразумность и злонравие. Можно служить миру за высокими стенами монастыря, не прикасаясь к его скверне, но освящая жизнь молитвенным подвигом. Однако самый распространенный путь, которому следуют обычные верующие, - оставаться в миру, среди его забот и несовершенств, и при этом свято хранить Господа в своем разуме, душе и сердце. Заботы о хлебе насущном подчас так трудны, что закрывают от нас общую картину современной цивилизации. "Это слишком сложно, это нас не касается, пусть этим занимаются сильные мира сего" - говорим мы себе. Вот "они'' и строят мир без "нас". Господь наделил нас разумом, возможностью понимать мир и осознавать содеянные ошибки, чтобы исправлять их. Мы обязаны делать с верою свое малое дело, не упуская из виду общего состояния дел на Земле, ибо каждый в ответе за настоящее и будущее, ибо из суммы бесконечного числа самых крошечных дел складывается глобальная ситуация на земном шаре. Дадим же себе труд взглянуть на мир "с птичьего полета", в масштабе всей Планеты, всей человеческой истории на ней и мы увидим, что действительность, не меняя сути Библейских пророчеств, постоянно погружает их в мир конкретной эпохи, реалий минувшего или настоящего времени. Жизнь любого человека протекает в двух измерениях - духовном и материальном. Жизнь каждого социума погружена в современные ему культуру и цивилизацию. Два последних понятия не всегда четко различают, отсюда возникает непонимание глобальной ситуации в современном мире. Под культурой принято понимать язык, религию, нравственность, философию, искусство, науку, литературу, систему образования, - то есть все, что порождено человеческим разумом в его стремлении познать мир, "пропустить через себя" его образ и запечатлеть в текстах, формулах, картинах и т.п. Культура родилась из религиозного культа, она по самой своей природе духовна. О человеке говорят "культурный", подразумевая известный уровень душевно-духовной развитости, воспитанности и образованности (см. статью Юрия Вестеля "Христианство и культура" в №1 газеты “ВіК”). Однако культура не довольствуется своей ролью "теоретика" и духовного наставника; она стремится материализоваться, воплотиться в осязаемых технических достижениях - наступает эра научно-технического прогресса. Человек гордо вступает в царство машин, сначала станков и механизмов, усиливающих его физическую мощь, а позже компьютерных устройств, усиливающих интеллектуальное могущество. Так культура дает жизнь цивилизации; последняя действует на человека завораживающе: она предлагает ему сначала освобождение от тяжелого физического труда, затем комфорт, далее облегчает решение научных задач, увеличивает скорость передвижения и обмена информацией, порождает индустрию развлечений... Словом, ведет человечество к "светлым горизонтам счастливой жизни". И все же, парадоксальным образом человечество не становится счастливее: научно-технический "прогресс" служит военно-промышленным комплексам, орудия массового убийства обладают не только грандиозной мощью, но и широтой охвата по пространству и времени (вспомним длительные последействия применения ядерного оружия); голод и безработица не уничтожены, преступность и наркомания стали привычными явлениями, природные и экологические катастрофы нарастают с каждым годом. Одновременно с этим наша культура теряет свою ориентацию и опору как в духовном, так и в интеллектуальном плане. Цивилизация затмевает ее, попросту отодвигает на второй план. Коварным образом происходит смещение приоритета ценностей - вместо книги (над которой нужно размышлять) появляется развлекательный телесериал (который позволяет бездумно коротать время); место живого общения занимают компьютерные игры и "общение" с Интернет; бессмертная классическая музыка заглушается поп- и рок-ритмами. Та культура, которая имеет глубочайшие христианские корни, распадается на наших глазах. В чем же основная причина этого тревожного состояния дел? Прот. Георгий Флоровский ( см. "Вера и культура" № 9) прямо пишет: "Мы можем сказать, что в основе теперешнего кризиса безусловно лежит отступничество от христианства." И далее: "Действительный корень современной трагедии заключается не только в том, что люди утратили веру, а в том, что они отступились от Христа." Достижения цивилизации, дарованные ею удобства и комфорт заслоняют от нас ту истину, что нынешняя цивилизация уже зашла в тупик. Странно звучат эти слова в мире, где царят "великие" достижения науки и техники. Сам царь Соломон во дни славы своей не имел ни автомобиля, ни личного самолета, ни телефонной связи, ни услуг Интернет...ни оружия массового уничтожения, ни электричества, ни телевидения... Здесь как раз и возникает великое искушение: мы находимся на вершине власти - мы, покорители природы! Путь с вершины, как известно, ведет вниз. Спуск может оказаться очень крутым. Таким образом, выстраивается цепочка: мнимое торжество цивилизации протекает на фоне кризиса культуры, кризис культуры вызван потерей духовности, причиной этой немыслимой утраты является отступничество от христианства. Человек оказывается рабом цивилизации и масс-культуры. которая по сути своей никакая не культура, а шоу-бизнес. Возникает вопрос: а что ж культура? Ведь это она вызвала к жизни монстров цивилизации. Нынешняя цивилизация не слишком нуждается в культуре, она самоуверенно отворачивается от культуры, боясь узнать правду о себе, ибо это правда о неотвратимости Конца. Известно, что люди отторгают информацию двух типов: во-первых, слишком глобальную и, во-вторых, - негативную. Недаром же в старину рубили головы гонцам, приносящим скверные вести (впрочем, реалии не становились от этого менее печальными). И все же приходится принять тревожную истину, что человечество вступило в опасную фазу системного кризиса - экологического, демографического, экономического, морально-этического, энергетического и др. Это вызвано рядом причин. Вот некоторые, наиболее очевидные из них. - Все достижения технической цивилизации (включая и новейшую компьютерно-информационную ее стадию) обязаны своим существованием природным источникам энергии - это нефть, газ, уголь. Но запасы их конечны, а срок исчерпания - всего несколько десятилетий. - Площадь пашен, лугов и лесов, которые обеспечивают нам пропитание, в результате нашего неразумного поведения постоянно сокращается, а продуктивность земли уменьшается. - За последние 40 лет количество пресной воды на каждого человека в мире уменьшилось на 60%, что создает огромные проблемы в сельском хозяйстве. - Численность населения уже достигла 6 миллиардов, а жизненно важные ресурсы распределены на Земле очень неравномерно. Следует помнить, что "нагрузочная способность" среды обитания ограничена! - Нарушен глобальный климат Земли. Все ярче проявляется парниковый эффект вследствие выброса в атмосферу огромного количества газов. Разорван озоновый слой. Ядовитый атмосферный коктейль из выбросов химического и иных производств стал главной причиной уничтожения лесов и полей. Первый всесторонний анализ развития технической цивилизации был выполнен членами Римского клуба, авторитетами в различных областях науки, техники и экономики. В своем итоговом труде "Пределы роста" в 1972 г. они заявили, что невозобновляемые ресурсы планеты исчерпаются примерно через 100 лет, после чего наступят необратимые процессы в экосистеме Земли и во всемирной экономике. На Московской встрече Большой Восьмерки в 1998 г. лидерам ведущих стран мира был вручен доклад, в котором обосновывался приход полномасштабного кризиса в промежутке между 2010-м и 2020-м годами. Разумеется, ученые и писатели-фантасты предлагают различные рецепты спасения человечества - от переселения в космос до термоядерного синтеза, от замораживания производства до увеличения капиталовложений. Однако слабо верится в осуществление всех этих проектов. (Большой фактический материал по этой теме содержится в книге Валентина Пономаренко "Проблема 2033"; с автором можно связаться по адресу: sircobol@svitonline.com)
Возникает вопрос, почему же так все сложилось? Ответ был дан в начале заметки: наша гордыня увела нас от простого и открытого общения с Господом "лицом к лицу". Это привело не только ко греховности и потере нравственности, но и к утрате цельного знания, - того системного всеобщего взгляда на взаимосвязь вещей и событий в мире, к которому вот уже сколько столетий безрезультатно стремится наука. Вавилонская башня "прогресса" - очень современный символ, он знаменует не только утрату единого языка, но и потерю Единого Смысла, его разбиение на множество "смысленышей" отдельных наук и разделов знаний. ...Я чувствую себя во чреве большущей рыбы. Здесь темно и душно, и так не хочется идти в Ниневию. Но идти придется каждому, кто называет себя христианином, ибо конечно же там есть еще те, кто способен услышать проповедь Евангелия и принять Иисуса. "Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем". (Ион. 3: 9) Ирина Белецкая
|
|
|