За благословенням Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів  
Рубрики
Віра і культура

  газета для всіх тих,
хто любить Православіє

№ 47

№ 48

№ 49


 
З молитвою до воцерковлення З молитвою до воцерковлення

О СТРАХЕ БОЖИЕМ

Господь – всюду; ненормально – не помнить Его и заповедей Его. Бог и духовный мир – реальнее видимого, временного, обманного. Реален и мир бесов.

Постоянно следует быть в мире с Богом, пребывать в чувстве собственной греховности, покаяния, надежды, веры, терпения, страха Божия, памяти вездеприсутствия Божия.

Нужен нам страх Божий. В немощи своей уповай на Бога.

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс., 2, 11).

Боящийся Бога ничего более не боится. Ничего не боюсь в мире сем – все подвластно Богу, Его же я раб, грешный; Он меня защитит – но и я должен быть верен Ему, бояться Его. Он и неверных покрывает до смерти – авось обратятся к Нему.

Страх Божий – это страх по любви, претрепетный: не оскорбить бы Бога.

Страх Божий – отец молитвенного внимания, молитвенных помыслов.

Бойся Бога, бойся и греха, Его гневящего и оскорбляющего, бойся нанести "бесчестие Богу" – тогда и не убоишься ничего другого – даже бесов. И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф., 10,28). Оставь надежду на свои силы, ум, характер, благополучие - на Господа уповах… (Пс., 10,1). "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе" (вечерние молитвы). Он – Бог – Живой, Святый, Премудрый, Благий.

Страх Божий есть единственная преграда греху во внутренней жизни человека; а для его внешней жизни преграда дурным делам – даже и без страха Божия – это стыд перед людьми, сдерживающий его от совершения неблаговидных поступков. При духовной же смелости против греха – когда есть и страх Божий, и стыд перед людьми – оба эти препятствия действуют совместно и сдерживают человека от совершения греха; при этом внешнее препятствие совпадает в нем с действием внутреннего.

Мысль о милосердии Божием принимай только тогда, когда видишь, что низвлекаешься в глубину отчаяния. Не придумывай предлогов к оправданию своего нерадения и к своей поблажке грехам.

От Бога – и мысль благая, и средства ко Спасению, и сила на его совершение, и сам ты – Руце Твои сотвористе мя и создасте мя; вразуми мя: и научуся заповедем Твоим (Пс., 118,73).

Сила наша против сатаны не в самонадеянном поджатии губ, но в смирении – в признании пред Богом своей немощи, виновности (все муки я заслужил, но надеюсь на милующее сердце Твое, Господи). И тогда благодать Божия поможет. Во мне собственной благой силы нет – грехи одни. Господь Сам научит и поддержит. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим (Мф., 11,29); Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс., 33,19); сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50,19); Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф., 5,3); Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс., 26,14). Молись об этом так: "Господи, научи мя творити волю Твою, даруй мне молитву, милосердие, внимание, память Твою и страх Твой, память смерти, самоукорение, смирение с терпением, покаяние, трудолюбие, сердце теплое от любви Твоей, терпение в молитве, зрение грехов моих, мужество души и твердость сердца".

Господь велит нам молиться, терпеть, бдеть, ждать смерти, бояться геенны, трудиться. Он Сам нам примером служит в том, как нам надлежит никого не осуждать, любить врагов.

Страшись преступать волю Творца благого – волею своей: в уме ли, в сердце ли, в слове ли, в деле ли. Кто ты – и кто Он? Как терпит Он тебя, оскорбляющаго выну Его величество, как не уничтожает тебя – непотребного раба, тварь: темже плачь и вой непрестанно, и люби Его. Говори себе: "Горе мне! – что случится, если кончится вдруг долготерпение Божие ко мне и восхитит Он душу мою от тела в то время, когда я буду пребывать в гневе, в лени, в похоти, в злобе, в осуждении, в гордости"? Чего ты тогда окажешься достоин?

Святые – пример нам; они возмогли все преодолеть силою Божией. Нет тебе извинения в том, что касается добродетелей. Думай: подножие всем я. Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи (Сир., 2). Итак, уготовься к искушениям и прояви терпение, твердость, смирение; молись.

Веруют или нет люди в Бога, боятся ли Его или нет, чтут ли или нет – от сего не изменяется ничего; вопреки сему Бог есть, есть смерть, суд – есть слово Божие судящее, есть вечность блаженства или мучений.

Подлинный ужас – это безнадежная мучительная вечность. Господь Иисус Христос и пришел спасти от нея человека. Каково смирение, которое явил Он ради бесценно дорогой Ему души! Я же – червяк. Велик, и Свят, и Жив Господь Бог!

Распятие, изображающее страсти Христовы, Его Плащаница говорят тебе: вот как возлюбил Бог тебя недостойного, как велика цена души человеческой, как тяжек грех, как страшна вечная мука!

Люди не могут твоей душе сделать зла: тело умертвят, но душа не смертна. Бог один властен в геенну водворить ее.

Умилостивляй Судью – пока дается тебе время.

Знай: смерть непременно наступит, и суд, и вечность. Перед небом и землею мы должны будем отдать Богу отчет во всей своей жизни – а ты смеешься, веселишься?

Что ты, облагодетельствованный в этой жизни от Бога, ответишь на истязания о грехах на Суде?

Скрежет зубов в геенне огненной означает безполезное раскаяние на том свете. За отсутствие добрых дел осуждается грешник на Суде – по Евангелию (Мф., 25,31-46).

Почему суд Христов – Страшный Суд? Потому что конец его страшен мне – вечная мука. Вечная жизнь – лишь для праведных. Потому и нужны: вера и жизнь по вере – в уповании жизни вечной. Боже, милостив буди мне грешному!

Архимандрит Серафим (Розенберг)
Из книги "Архимандрит Серафим. Мы всегда под крылом Божиим",
изданной в серии "Подвижники благочестия XX века",
выпущенной Сретенским монастырем в 2010 г
.
    
  
№ 49
січень 2011 року

Зміст номера:

З Рiздвом Христовим !

Храмове свято

З Рiздвом Христовим! проповідь Предстоятеля

Дары волхвов рожденному Христу

Настанови Святих отцiв

Православна культура і сучасність

Все в этом мире - чудеса Божии. беседа с иконописцем Михаилом Морошаном

Бути як діти

Біблійна археологія: Розділені царства. Північне царство

О страхе Божием

Две снежинки

Святкова кулінарія

Новинки видань i кiноiндустрiї

Новини звідусіль

Архiтектура i декор: теорія і практика

Різдвяна ялинка. Дитячий додаток

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк;
відповідальний редактор,
компьютерна верстка,
худ. дизайн: диякон Олег Степанов,
літ редактор: Ольга Целюх

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
eklesia_arh@ukr.net

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Архітектурно-проектне і художньо-декоративне бюро ЕКЛЄСІЯ.АРХ

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz