За благословенням Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів  
Рубрики
Віра і культура

  газета для всіх тих,
хто любить Православіє

№ 44

№ 45

№ 46


 
Живий літопис Живий літопис

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ

30 июля 1904 года Николай II записал в своем дневнике: “Незабвенный, великий для нас день, в который так явно посетила нас милость Божья. В час с четвертью дня у Аликс родился сын, которого при молитве нарекли Алексеем”. В 2009 году 105 лет со дня рождения цесаревича-страстотерпца.

Коллекция музея театральных кукол Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова известна всему миру своим богатством и разнообразием, но истинную ценность всей коллекции и отдельных ее экземпляров мы узнаем только сейчас.

30 июля 2007 года из постоянной экспозиции музея были извлечены ширма французского театра Гиньоль и несколько кукол: Арлекин, Капрал и Невеста. Для осмотра и подготовки к съемкам фильма о жизни Саввы Мамонтова (режиссер Е. Герасимов, художник Е. Татарская) ширму подняли в мастерские, и там, при ярком свете, в глаза бросились две бумажные бирки, наклеенные на ее боковой поверхности. Первая – розовая, с надписью “Инв. номер 5603” красным карандашом – не вызвала никаких эмоций. Зато вторая привлекла своей необычностью: на кусочке бумаги, размером с небольшую почтовую марку, с выцветшим орнаментом и перфорированным, как у марки, краем, четыре коротких строчки, сделанные чернилами: “Александр. дворец пол. насл-ка. Игральная № 333”.

Александровский дворец – резиденция последнего российского императора Николая II, значит, слова “насл-к” и “игральная” могут означать, что ширмой играл наследник российского престола цесаревич Алексей. Обращение к книгам регистрации поступлений музея подтвердило эту догадку. Там указано, что ширма и семь кукол (с подробным описанием) поступили в музей ГАЦТК из Государственного музея игрушки в 1945 году, куда они попали в 1932 году из Музея Екатерининского дворца. Екатерининский и Александровский дворцы, как известно, находятся рядом, в Царском селе.

1 августа 2007 года ширма и куклы отправились на съемку, впервые покинув стены нашего театра. А 1 августа 1917 года последний российский император и его семья навсегда покинули Александровский дворец и отправились в ссылку в Тобольск, которая закончилась расстрелом в подвале Ипатьевского дома. “Бывают странные сближения”, – записал когда-то А.С. Пушкин.

Сразу после отъезда царской семьи в Александровском дворце началась инвентаризация царского имущества, которую проводила художественно-историческая комиссия Временного правительства. В комиссию входили такие видные деятели культуры, как Г.К. Лукомский, Э.Ф. Голлербах, А.Н. Бенуа. Это они наклеили ту самую бумажную бирку, которая позволила через 90 лет определить, что ширмой некогда играл цесаревич Алексей. В 1918 году большевики провели еще одну инвентаризацию и открыли Александровский дворец для посещения; экспозиция детской половины просуществовала до 1931 года и была передана в 1932 году в Музей игрушки. Коллекция Музея игрушки была широко представлена в начале 2001 года на выставке в Государственном Историческом музее. На некоторых предметах этой выставки были такие же бумажные бирки, как и на ширме.

На товарной этикетке, сохранившейся на передней панели ширмы, указано, что она изготовлена эксклюзивно и продана магазином игрушек “Детский рай”, располагавшимся в самом центре Парижа, на пересечении улиц Риволи и де Лувр. На куклах, в отличие от ширмы, нет никаких указаний об изготовителе, но они сделаны с большим вкусом и удивительны сами по себе.

Куклы эти преподнесли сюрприз ничуть не меньший, чем ширма, ибо сходство кукол с портретами императора Николая и его супруги императрицы Александры Федоровны заставили достать из экспозиции и другие куклы, поступившие в ГАЦТК из Государственного музея игрушки вместе с ширмой. Каково же было удивление, когда одна из кукол оказалась похожа на мать Николая II – вдовствующую императрицу Марию Федоровну, другая – Полишинель – на светлейшего князя К.А. Горчакова. Арлекин – “плут” и “обжора”, смесь невежества, остроумия, глупости и грации – своим огромным, спрятанным под черной маской носом и бородой напомнил друга царственной семьи Григория Распутина. А самая невзрачная на первый взгляд кукла, одетая как служанка, хотя это Мадлон – жена Полишинеля, оказалась, бесспорно, похожей на няню цесаревича Алексея М.И. Вешнякову.

Некоторые детали костюма кукол также свидетельствуют о том, что куклы представляют членов семьи императора Николая II и его окружение. Так, на пуговицах мундира куклы, похожей на Николая II, изображен якорь, значащий в христианской символике спасение и надежду, а само сочетание имени Николая и якоря напоминает о другом Николае – святом Николае Мирликийском, покровителе мореплавателей.

На голове куклы, изображающей Александру Федоровну, под прической видны несколько маленьких гвоздиков, вероятно, для крепления какого-то украшения, возможно диадемы – любимого украшения императрицы.

У куклы, похожей на вдовствующую императрицу Марию Федоровну, отсутствует передняя часть прически, но остались отверстия от гвоздиков, которыми могла крепиться шляпка. На затылочной части кукольной головки сохранился весьма характерный элемент прически – волосы сплетены в косу и уложены подобием кольца на затылке, воспроизводя прическу Марии Федоровны, которую она носила на протяжении всей своей жизни.

На костюме Арлекина пять пуговиц с изображением пятиконечной звезды. Этот древний символ, располагаясь вершиной вверх, обозначал учителя, наставника. “Учитель” – именно так обращалась к Распутину Александра Федоровна. Но если перевернуть звезду вершиной вниз, то она приобретает совсем другое значение и становится символом диавола. Интересно, что Распутина, с легкой руки журналистов тех лет, называли “святым диаволом”.

Менее всего похожа на своего прототипа кукла Офицера в треуголке, но это, несомненно, сам наследник. Под треуголкой спрятаны белоснежные волосы – символ божественного величия. Вспомним, что рождение наследника было воспринято как дар Божий. Непохожесть же куклы объяснима тем, что сложнее всего делать портретную куклу на ребенка. В нашем театре обычно не берутся за такую работу.

У всех кукол, изображающих членов императорской семьи, головы сделаны из папье-маше, а у Арлекина и Мадлон головы деревянные. Это может быть объяснено тем, что по сюжету пьес театра Полишинеля-Гиньоля главный герой лупил окружающих дубинкой. Но бить по голове кукол, изображающих августейших особ, было непозволительно, поэтому все тумаки доставались Арлекину и Мадлон. Скол на бороде Арлекина, возможно, возник в результате драки с Полишинелем.

Внутри некоторых кукольных голов обнаружены кусочки бумаги, которыми оборачивали указательный палец руки для лучшего закрепления куклы. В основном это был крафт, но в одной головке был найден кусочек кальки с фрагментом плана какого-то здания. Расположение комнат, колонны и балконы, а также надписи на чертеже “санитарка” и “грязное белье” позволяют предположить, что это часть плана Екатерининского дворца, в котором располагался лазарет ее величества императрицы Александры Федоровны, где в годы войны работали как сама императрица, так и ее старшие дочери. Приезжал туда и цесаревич. Для раненых устраивались концерты артистов императорских театров. Возможно, что и наши куклы участвовали в таких представлениях.

О том, сколько вообще было кукол в “кукольном театре” цесаревича Алексея, кто их изготовил, и кому пришла в голову идея сделать кукол, похожих на членов императорской семьи, нам не известно, но совершенно очевидно, что все кукольные персонажи изображают самых близких наследнику людей – мать, отца, бабушку, няню и… Распутина. Фигура Распутина далеко не случайная в этом списке; вспомним хотя бы его утверждение и твердое убеждение императрицы, что пока жив Распутин – жив и наследник. Полишинель, при всей своей схожести с Горчаковым, скорее всего сам Гиньоль, каким его изображали на плакатах начала ХХ века.

Место изготовления ширмы и кукол говорит об очень высоком положении человека, который заказал и преподнес этот подарок наследнику. Это могла быть, например, бабушка цесаревича Мария Федоровна, которая много времени проводила за границей, в том числе и во Франции. Но вполне вероятно, что этот необычный подарок преподнес премьер-министр Франции Раймон Пуанкаре во время официального визита в Санкт-Петербург 9 июля 1914 года. Вот что об этом визите написал император Николай II в своем дневнике: “В 11:30 Пуанкаре привез сам подарки для Аликс и детей”. На следующий день делегация на броненосце “France” покинула Петербург, а через несколько часов после этого Австро-Венгрия объявила ультиматум Сербии – началась Первая мировая война. Что произошло дальше, всем хорошо известно. Может быть, поэтому мы ничего и не знали об этих куклах, ведь даже участники тех событий в своих мемуарах описывают только ход войны, политический кризис, революции – одну и другую – и очень мало пишут о жизни и быте императорской семьи.

Ширма и куклы попали в театр гораздо раньше даты, указанной в журнале учета поступлений. В 1945 году они были лишь зарегистрированы, поступили же они после создания в 1937 году музея театральных кукол, основателем и первым директором которого был А.Я. Федотов. В путеводителе по музею 1940 года он достаточно подробно описывает ширму и кукол, но… как типичных для французского театра. Тогда были другие времена.

Александр Лигусов,
художник-реставратор ГАЦТК
им. С.В. Образцова
    
  
№ 46
жовтень 2009 року

Зміст номера:

Зі святом Рiздва Богородицi !

Храмове свято

З Рiздвом Пресвятої Богородицi! проповідь Предстоятеля

Патриарх Кирилл:"...кроткий лик киевского князя Владимира является идеалом Святой Руси..."

Собор Рiздва Богородицi у Козельці (Чернігівська область)

Біблійна археологія: Царство Давида та Соломона

Архiтектура i декор: теорія і практика

Малоизвестные факты о Благодатном огне

Кукольный театр цесаревича Алексея

Духовные наставления греческих старцев

Сучасне кіно: новинки і тенденції

"Віра і культура" вам радить: Новинки видань i кiноiндустрiї

Новини звідусіль

Церковна поезiя

Зi Святом Покрови Божої Матерi !

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк;
відповідальний редактор,
компьютерна верстка,
худ. дизайн: Олег Степанов,
літ редактор: Ольга Целюх

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
eklesia_arh@ukr.net

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

comment commencer à investir Immediate Edge critiques avis d'expert
Hosted by uCoz