Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 30

№ 31

№ 32


 
Архітектура сакральна Архітектура сакральна

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

функциональная типология и современные особенности

Православный храм несет одну главную спасительную цель – собрание Церкви, христианской общины под свой покров, чтобы там вознести соборную молитву Богу и, соединяясь в Тело Христово через участие и принятие святых Таинств Церкви, обрести через очищение от грехов тот единственный Путь, который откроет верным чадам Христовым (обоженным и чистым сердцем) врата уготованного Богом вечного Царства Небесного.

Православные храмы сегодня возраждаються из руин, воздвигается множество новых. Помолиться сегодня можно не только в монастырях и соборах в центре города, но и практически в каждом районе, даже на окраине. В больнице, на вокзале, в учебных заведениях и даже в военной части!

Но случайно ли они там появились или были на то объективные причины и необходимость?

Православные храмы уже давно, в связи с разнообразной деятельностью человека и его духовными потребностями, разделились на такие основные функциональные группы (большинство из которых могут соединять две или несколько особенностей):
 

1. Приходские церкви – среднего размера храмы (на 100-500 (1000) чел.) в районах городов, поселках, селах с постоянным приходом, общиной, настоятелем (+1-2 сослужащих священника) с диаконом и клиром.

Богослужения совершаются в праздничные и выходные дни с совершением всех церковных треб.

Храмы могут состоять в едином комплексе церковных зданий или стоять отдельно, при этом являясь духовным ядром приходского комплекса (или духовно-просветительного, культурного центров).

Такие храмы могут иметь от одного до трех приделов, а также нижний храм с таким же количеством (по необходимости).

Колокольня надстроена над входом или является отдельно стоящим сооружением.

Это самый распространенный тип церкви местного, районного значения.

Деятельность прихода может иметь и другие функциональные особенности (просветительство, благотворительность, социальное служение), что может влиять на размеры, устройство и устав богослужений.
 

2. Соборные кафедральные церкви – большого размера храмы (от 1000-10000 чел.) в центральной части городов, при епископских кафедрах, митрополиях, епархиальных управлениях, Духовных Семинариях и Академиях или духовно-просветительских и православных культурных центрах, которыми они могут быть одновременно. С приходом, общиной, настоятелем-протоиереем или епископом (с несколькими сослужащими священниками и диаконами), с клиром.

Богослужения совершаются в праздничные и выходные дни с совершением всех церковных треб.

Чаще строятся отдельно стоящими, но могут состоять и в едином комплексе церковных зданий и являться духовным ядром большого района, города или епархии.

Соборы имеют от трех и более приделов, а также нижний храм с таким же количеством (по необходимости).

Колокольня надстроена над входом или является отдельным сооружением.

Этот тип храма может иметь как городское (кафедральное), так и областное (епархиальное), региональное или даже государственное (миссионерское) значение.
 

3. Монастырские церкви – маленького, среднего и большого размеров (на 100-5000 чел.), размещенные в центре монастырей (в городе или на окраине, в селах, поселках), скитов, подворий. С приходом, монашеской общиной и архимандритом-настоятелем, с сослужащими иеромонахами и иеродиаконами. Ежедневные богослужения с совершением отдельных церковных треб.

Такие храмы состоят в едином комплексе монастырских зданий, хотя и отдельно при этом являясь духовным ядром. Могут иметь от одного до трех приделов, а также нижний храм с таким же количеством приделов (по необходимости обители).

Колокольня надстроена над входом или является отдельным сооружением.

Этот тип может иметь как городское, так и областное, региональное или даже государственное (международное) значение (Лавры).
 

4. Больничные церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 100-300 чел.) при больницах (госпиталях, роддомах, поликлиниках) в городах, поселках.

С приходом, общиной, настоятелем и дияконом.

Богослужения совершаются в праздничные и выходные дни с совершением всех церковных треб (некоторых ежедневно), особенно для больных.

Такие храмы могут быть как отдельно стоящими возле медицинских учреждений, так и встроенными в их корпуса. Могут иметь от одного до трех приделов.

Колокольня – или отдельно стоящая, или звонница над входом. Часто больничные храмы могут совмещать и функцию приходских.

Этот тип храмов может иметь как городское, так и обласное или местное значение.
 

5. Военные церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 100-300 чел.) при военных частях, вузах, в городах, поселках. С приходом, общиной и настоятелем (капелланом).

Богослужения в праздничные и выходные дни с совершением всех церковных треб (некоторые ежедневно, по необходимости), особенно для военных.

Нередко такие храмы могут быть встроенными (домовыми) или пристроенными, реже – отдельно стоящими (или походными – в виде палатки).

Могут иметь колокольню или звонницу над входом.
 

6. Тюремные церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 100-300 чел.) при тюремных изоляторах, в городах, поселках.

С приходом, общиной и настоятелем.

Богослужения в праздничные и воскресные дни с совершением всех церковных треб (некоторые ежедневно, по необходимости), но только для заключенных.

Нередко такие храмы могут быть встроенными (домовыми) или пристроенными, реже – отдельно стоящими.

Могут иметь звонницу или колокольню над входом (зависит от режима содержания заключенных).
 

7. Кладбищенские церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 100-900 чел.) на кладбищах или возле них, в городах, поселках, селах с приходом, общиной и настоятелем. Богослужения совершаются в праздничные (особенно поминальные) и воскресные дни, с совершением некоторых треб (отпевания, поминовений) особенно над усопшими. Чаще – отдельно стоящие, могут иметь небольшие церковные сооружения и выполнять функции приходского храма.

Могут иметь колокольню или звонницу над входом.

(Продолжение следует)

Олег Степанов,
магістр архитектуры
    
  
№ 31
березень 2006 року

Зміст номера:

Великий пiст

Про основи християнської культури

Покаяння – шлях до Бога

Великий пост - время служения Богу молитвой и покаянием

Герои Михайла Булгакова и Православие

Літургійність у родині

Архитектура в православной иконографии

Православный храм (функциональная типология и современные особенности)

Хроники Нарнии и Закон Божий

Муж и жена. Мысли Святаго Иоанна Златоустаго

Покаяння душі

Головні ювілейні дати Української Православної Церкви 2006 року

Новини парафiї Рiздва Христового на Березняках (Київ)

Новини звідусіль

Зi святом Благовiщення!

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
logo@ua.fm
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz