Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 20

№ 21

№ 22


 
Архітектура сакральна Архітектура сакральна

ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
“НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ”

“Искание правды, неутолимое русское стремление строить жизнь с Богом и по-Божьи, взыскание Града Божия, Китеж-Града, скрывавшегося от зла, разве пропало в нас? Не вы ли его искатели, этого Града Божия, потерявшие “град родимый”, ныне трудящиеся во имя Града?”
И.Шмеле

Традиция воплощения образов Святой Земли на Руси и идея патриарха Никона - Святая Земля под Москвой. История Свято-Воскресенского Ново-Иерусалимского (ставропигиального) (мужского) монастыря

Русская земля издавна определяла себя именно как Землю Святую, как образ Царства Небесного. Интерес к историческому палестинскому Иерусалиму возник одновременно с принятием христианства. Всей глубиной души восприняв Евангелие, русский народ бесконечно дорожил всем, что было связано с земной жизнью Спасителя и с обетованием спасения в Царствии Небесном, в “Иерусалиме Новом”. Вероятно, что кто-то из русских бывал на Святой Земле в Х-XI вв. Но к этому времени Св. град уже сильно отличался от Иерусалима времен Христа. Первым, оставившим для потомков подробные записи о своем паломничестве туда в 1104-1106 гг., был игумен Даниил. В своем “Хождении...” он описал все святые места Палестины, Иерусалима.

В разное время, в разных местах Руси разнообразными художественными средствами создавались образы Святой Земли. Вот почему с древнейших времен встречаются у нас в различных местностях евангельские названия: Гефсиманский сад, Иордан, Иерусалимская долина, Елеонская гора... А в градостроительных композициях, начиная с Киева, Владимира, в других крупных русских городах, а также в Москве XVII в., совершенно сознательно стараются воплотить образы как древнего Иерусалима, так и нового, Небесного. Появляются в этих городах Золотые ворота, Голгофы и т.д. Патриарх Никон задумал устроить образ обетованной земли в Подмосковье, и ему это удалось. Новый Иерусалим, созданный патриархом, был наиболее полным воплощением образа Святой Земли на Руси.

Патриарх, пользуясь расположением царя Алексея Михайловича, захотел устроить обитель с храмом Воскресения Господня подобным иерусалимскому. Выбрав красивое место, напоминающее местность Палестинскую, и получив разрешение от царя, патриарх Никон отправил на Св.Землю ученого иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения Суханова, который по возвращении доставил патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма Рождества Христова. В 1656 году патриарх купил у помещика Боборыкина село Воскресенское и три деревни для строительства монастыря. По его замыслу, вблизи Москвы следовало создать подобие святых мест Палестины. Место было выбрано им лично - он останавливался здесь на ночлег и ему понравился высокий холм в излучине реки. В центре скупленных земель был заложен Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, задуманный как главная обитель Русской Православной Церкви. Под личным наблюдением патриарха Никона начались работы по воплощению в жизнь грандиозного замысла. И вот в 60 км от Москвы на глазах изумленных современников стал возникать “Новый Иерусалим” – архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.

Центром его стал Ново-Иерусалимский монастырь, главный собор которого был построен по подобию храма Гроба Господня (Воскресения Христова) в историческом земном Иерусалиме.

Задумывая этот необычный монастырь более трехсот лет тому назад, патриарх Никон заботился о тех, кто не мог побывать на Святой Земле. Чтобы человек, побывав здесь, имел возможность воскресить в памяти Евангельские события связанные с местами погребения и воскресения Иисуса Христа.

Окрестности монастыря: селения, холмы, река Истра – все напоминало оживший пейзаж христианской Палестины. Здесь был создан не имеющий аналогов в христианском мире архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли, где в топографическом соответствии с прообразом были расположены Елеон, Вифания, Фавор, Ермон, Иордан и др. святые места Палестины.

В конце XVII в. по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря была заменена каменной крепостной стеной и по ней поставлены восемь башен с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим. Постройка была осуществлена по проекту выдающегося архитектора Я.Г. Бухвостова. Монастырская стена устроена по всем правилам крепостного зодчества того времени. Предположительно в XVIII в. башни получили палестинские названия. Рядом с монастырем в дубовой роще расположен скит патриарха Никона, служивший ему прибежищем в пору опалы. Но Никону не суждено было окончить предпринятую им постройку и увидеть ее осуществление. Осужденный Московским собором святителей и лишенный патриаршего сана, Никон был сослан в Ферапонтов монастырь простым монахом. В 1679 г. после смерти Алексея Михайловича, сын и преемник его Федор Алексеевич повелел продолжить строительство обители, возвратив из ссылки и самого Никона. Но первосвятителю и на этот раз не суждено было увидеть свое детище, как называл он свой скит и обитель. Удрученный годами и ссылкой Никон скончался в пути, а его тело было привезено и погребено в приделе Иоанна Предтечи под Голгофой. Только спустя сто лет, при императрице Елизавете Петровне, храм и монастырские корпуса были достроены, а сам монастырь обнесен каменной стеной.

Назвав обитель “Новым Иерусалимом”, Никон и самой окрестности дал Палестинские наименования. Село Микулино, расположенное на севере от монастыря, было названо Скудельничим. Две горы, находящиеся на северо-западе от обители, носили названия Фавора и Ермона. Ручей, протекающий вокруг монастыря, был назван потоком Кедрским. В большой березовой роще, названной Гефсиманским садом, одиноко стоял старый развесистый дуб, которому Никон дал название Мамврийского. Там была и Силоамская купель, и колодец Самарянки. Река Истра, окружающая большой полуостров, на котором расположен монастырь, носила название Иордана. Скит Никона устроен в виде восточных жилых башен. Это каменное четырехярусное здание с небольшими окнами. В нижнем ярусе скита находятся четыре комнаты с одной печью. Узкая каменная лестница ведет во второй ярус, где располагается небольшая комната, служившая трапезой Никона, и тут же снизу окно, куда ему подавали пищу. Из трапезы есть ход в третий ярус. Здесь находится небольшая русская хлебная печь. В этом ярусе устроена небольшая церковь во имя Богоявления Господня. Четвертый ярус составляет плоская железная крыша, обведенная кругом перилами, и здесь же находится особая келья - спальня Никона с небольшим каменным ложем, заменявшим ему кровать. Напротив спальни на той же площадке устроена церковь во имя свв. апостолов Петра и Павла, а позади ее - колокольня с одним небольшим колоколом. В монастыре было пять храмов, в которых находилось 39 престолов.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685 гг.) в точности повторил сложнейший план иерусалимского храма Воскресения Христова (Гроба Господня) длиной более 100 м, сохранив размеры его основных частей. Строительство незнакомого типа храма с пещерной церковью, ротондой, колокольней с большим количеством пристроек осуществлялось русскими мастерами по чертежам, модели и описаниям паломников. Замечательно и то, что, повторив основные элементы прославленного храма в Иерусалиме, мастера каменных дел сумели создать национальный памятник русской церковной архитектуры. Они переосмыслили идею Воскресенского собора и создали вдохновенное творение, отразившее народные представления о “красоте неизглаголанной” Иерусалима и запечатлевшее стремления к праздничным, нарядным формам.

Воскресенский собор лишен аскетичности и суровости каменных плоскостей своего прототипа, построенного в эпоху византийской империи и крестовых походов, в его облике как бы материализованы чаяния русского народа о райской красоте Горнего мира, о светлой жизни вечной; его непревзойденное убранство было наполнено духовным содержанием, хоть и несло элементы и светскости.

Соборные порталы, наличники окон, столбы, карнизы и даже иконостас оплетали растительные узоры, покрывали невиданные изразцовые цветы и расписные травы. Вероятно, и гигантский шатровый купол диаметром 23 м был покрыт поливной цветной черепицей.

В алтаре в семь ярусов - хоры, красные и судные ворота. Перед красными воротами - камень повития и помазания, на котором в Иерусалиме Иосиф и Никодим обвили плащаницей и помазали снятое с креста Тело Господне. Под главным куполом храма находится место гроба Господня. Над ним устроена роскошная высокая кувуклия. Над ней поставлена сень из нескольких золоченых колонн, и в ней - резное изображение воскресшего Спасителя, сияющего лучами. На самом верху кувуклии - золоченый крест. У стены, на каменной четырехугольной гробнице распростерта плащаница, заменяющая гроб, в которую вделана небольшая частица от Гроба Господня. Над ней изображение воскресшего Спасителя с хоругвию в руке - знамением победы над смертью. В 1723 г. шатер храма обрушился. Вместо каменного шатра в 1756-1761 гг. был сооружен деревянный, затем в период управления монастырем архимандрита (впоследствии, архиепископа Московского) Амвросия (Зертис-Каменского, + 1771), который явился вторым устроителем обители, Воскресенский собор был восстановлен, причем было создано новое, роскошное убранство его интерьера в стиле барокко.

Воскресенский собор - храм необычный: это единственное точное воспроизведение храма Гроба Господня в Иерусалиме. От своего образца он воспринял необычайную сложность строения, множество приделов (29 в одном соборе), особенности Устава и богослужения, утвержденные еще при Патриархе Никоне и вопринятые им из чинопоследований в храме Гроба Господня в Иерусалиме. С 1744-го по 1765 год архимандрит Амвросий с помощью своего брата-художника (впоследствии архимандрита Никона, управляющего монастырем с 1765-го по 1771 год) и его учеников создает единственное в своем роде живописное убранство храма. В иконах и настенной росписи оно воплощает православное учение о прообразовательном смысле Ветхого Завета по отношению к Новому и в то же время служит пояснением к особенностям строения храма и чинопоследований, присущих ему как подобию храма в Иерусалиме. В храме Воскресения Христова помещалась чудотворная икона Божией Матери “Троеручица”. Этот образ был прислан патриарху Никону из Хилендарского монастыря на Афоне в 1663 году. Здесь же находилась икона Господа Вседержителя с припадшими к Нему митрополитом Московским св. Филиппом и патриархом Никоном. В XIX веке у южных врат в Воскресенский собор богомольцев встречала надпись: “Всякая душа благочестивая, желающая пречудный храм Воскресения Христова, иже во Иерусалиме, видети и тамо в нем сущим святым местам поклонитися, но ради расстояния дальнего оного дойти не могущая, созерцая семо, вшедши и разумей внутрь заключенных вещей душеполезную тайну, яже Спаситель твой тамо между неверными, здесь же среди благочестивых христиан в воспоминание Спасителевых страстей, смерти и тридневного Воскресения в сем храме Ново-Иерусалимском представляет”.

Вторая монастырская церковь была посвящена Рождеству Христову (конец XVII века). Этот храм был создан по образу Вифлеемской базилики, построенной святой равноапостольной царицей Еленой в IV веке; в храме внизу находились приделы, связанные с Рождеством Христовым, были устроены ясли и вертеп.

Другие храмы обители - в честь Входа Господня в Иерусалим, во имя Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (конец XVII века), во имя прп. Иоанна Рыльского, св. Константина и др.

При Воскресенском монастыре имелась церковно-приходская школа и странноприимный дом для богомольцев. Управлял обителью архимандрит. Тысячи паломников стекались сюда, чтобы помолиться в Ново-Иерусалимском монастыре. Монастырские традиции прервались после закрытия обители в 1919 г. В 1920 г. на территории упраздненного монастыря был образован государственный краеведческий музей, который много делал для сохранения этой святыни. Во время войны город Истра был захвачен немцами, которые при подходе Красной Армии взорвали башни монастыря, колокольню и деревянную ротонду собора. В 1956 году начались восстановительные работы. Они ведутся до сих пор и все еще далеки от завершения. Через 75 лет после закрытия обители, 18 июля 1994 года, на заседании Священного Синода наместником монастыря был назначен архимандрит Никита (Латушко), который до этого был начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а 28 июля 1994 года Министерством юстиции РФ был зарегистрирован Устав ставропигиального Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Особым стал день 25 августа 1994 года, когда Новоиерусалимскую обитель посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В 1995 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и в нем возродилась монашеская жизнь. 11 октября 1995 года администрацией Московской области было издано постановление “О поэтапной передаче памятников архитектуры комплекса Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в г. Истре” во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года, в котором было определено на первом этапе передать Церкви Воскресенский собор с храмом святых равноапостольных Константина и Елены, храм Рождества Христова, Восточный братский корпус и скит Патриарха Никона. Обитель восстанавливается: увеличивается братия, приходят послушники, крепнет молитва. Уже отреставрированы храм Рождества Христова, где установлен иконостас, приделы Архангела Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, Усекновения главы Иоанна Предтечи с гробницей Святейшего Патриарха Никона, поновлен подземный храм святых Константина и Елены, восстанавливается Восточный братский корпус. В храме Рождества Христова теперь находятся мощи святой мученицы Татианы, которые все советское время были погребены в фонде музея. Десницу мученицы Татианы в конце XVIII века подарила обители великая княжна Татьяна Михайловна, сестра государя Алексея Михайловича. Мощи были украшены драгоценными камнями, что сильно осложнило их возврат монастырю. В монастыре организована экскурсионно-паломническая служба, формируется монастырская библиотека, оборудуется воскресный класс, в котором будут обучаться юные прихожане. Вновь тянутся паломники в это необыкновенное место, возникшее трудами Святейшего Патриарха Никона, возжелавшего дать нам возможность прикоснуться к Священной истории.

Подготовил Олег Степанов
    
  
№ 21
квітень 2004 року

Зміст номера:

Христoс Вoскресе! Вoистину Вoскресе!

Що говорить природа про воскресiння мертвих

Сошествие во ад Христа Спасителя

Християнські цінності в освіті та вихованні

Умное делание. Святоотеческое учение о молитве и спасении

Богословские перспективы антропного принципа

Православiє як терапевтична наука

Воскресенский монастырь "Новый Иерусалим"

Воскресение Христово в православной иконографической традиции

Ланчанское чудо

Церковна поезiя

Новини звідусіль

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Штейніков, Ольга Целюх,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz