Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 20

№ 21

№ 22


 
Живий літопис Живий літопис

СОШЕСТВИЕ ВО АД  ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Литургическое богословие

Пречистое тело умершего на кресте Господа Спасителя было снято со креста Иосифом Аримафейским. Движимый любовью, Иосиф сердцем и устами лобызал нетленное Христово тело, намастил его ароматами, обвил плащаницею и погреб в собственной гробовой пещере. Ко входу в нее был привален камень, и иудеи запечатали его печатью. Во гробе Господа стерегла особо поставленная Его врагами стража. Эта охрана создавала впечатление, что воины стерегут "спящего Царя и сокровище жизни". Христос - Источник жизни - телом возлег во гробе, чтобы преложить смертное человеческое естество на бессмертное, оживить лежащих во гробах умерших и избавить человечество от поглощения адом.

Трёхдневное погребение Христово промыслительно было допущено ради спасения бесчисленного множества умерших, заключенных во аде.

Пребывая телесно в новом гробе, Христос Спаситель душою и Божеством сошел во ад, или, что - то же, во внутренность земли. По представлению богословов-литургистов адское царство находится в земной внутренности. Вековые врата ненасытно поглощали души умерших в течение нескольких тысячелетий и, за очень малыми исключениями, почти никого не выпускали. Ад - царство диавола и ему подвластных злых духов - смеялся над всеми умершими людьми, считая их неисходными жителями адских мест. Сюда-то и нисшел Вседержавный Господь Спаситель. От величайшего Света Его, Бога Слова, сокровенного в земле, земля вся сотряслась страхом. Безумный ад уже готовился принять Бессмертного. Он все еще считал Христа простым человеком, видя Его пригвождение ко кресту, смерть, окровавленную плоть и погребение.

И вдруг, к изумлению демонского царства, во аде явился не простой человек, но крепкий Божеством Светоносец. Ужаснулись, вострепетали адские князья-вратари, увидев Единого от Троицы. Смерть ощутила свое бессилие пред Самосущей Жизнью и конец своей державной силы.

По мановению Господа мгновенно разбились медные плачевные врата ада, стерлись железные запоры на них, разорвались оковы адских бесчисленных узников, челюсти ада сокрушились. Темно-видные адские тайники внезапно облистались зарей Божественного света, "обложились" сиянием Христова Божества. Народы, заключенные во днах ада, увидели свет Христов, пришли к общению со славой Божией, воздвиглись, как бы от сна, и наполнились радостью и многой сладостью. Божественная светлость совершенно потребила адскую мглу.

Ад, осияваемый Спасителем, ужаснулся неизменного Божества Его. Рыдая, диавол и его ангелы говорили в себе: "Кто это есть, что не осуждается в преисподние земли и, как палатку, разоряет узилища смерти: Я принял Его, как мертвого, и трепещу как Бога. Мне было бы лучше не принимать Родившегося от Марии. Он разрушает мою державу. Я принял Его, как одного из мертвых, но не могу держать Его и с Ним теряю мертвецов от века. Вижу Невидимого, тайно бьющего меня".

Не так отнеслись к явлению Господа во аде души умерших от века.

Праведники, заключенные здесь и оставленные Богом от века, вспоминали здесь Спасителя и молились Ему о спасении. Они с любовью приняли Его явление. Им радостно было слушать Его повеление аду - отдать мертвых и возглашение к Себе: "Покажитесь (из тьмы), откройтесь".

Обращаясь к несметным толпам явившихся узников ада, Спаситель наставлял их словом невечерней светлой жизни о Боге и уверовавших Его проповеди освободил от тьмы неведения, прегрешений и из руки диявола.

Между прочим, Он говорил слушателям Своей проповеди: "Дерзайте! Я ныне победил. Я есмь воскресение всех людей и вас возведу на небо. Восстаньте из ада. Верующие! Выйдите в воскресение".

Тогда возликовал и взыграл явившийся пред Господом праотец Адам. Некогда, вследствие греха своего, он убоялся Сына Божия, ходившего в раю, теперь же веселился при виде Искупителя мира. Христово благовестие во аде вызвало восторженное ликование во всех, с верою внимавших проповеди о спасении... Сонм уверовавших во Христа единогласно воскликнул Ему: "Слове! Поистине Ты пришел всех нас развязать от уз!"

Схождение Христа Спасителя во ад освободило от мучительства адова весь род Адама, соединившийся со Христом верою, покаянием и любовью. Второй Адам Господь как бы на своих плечах вынес из тайников ада первого Адама со всем его верующим потомством и как Бог даровал им вечную жизнь и нетление.

Так низложено было мучительство ада, разорваны смертные узы миллионов томившихся здесь людей и получивших свободу ради креста Христова. Вслед за Искупителем они веселой поступью изошли отсюда в незаходимый небесный свет от смерти к жизни - и восхвалили безмерное Христово благосердие.

Только Христос Спаситель мог вознести человеческое естество, лежащее внизу, открыть ему входы к бессмертной блаженной жизни и сочетать его с ангельским миром ценой воплощения и крестной смерти. Господь исхитил из всеядного чрева ада бесчисленный сонм народов, как овец, и опустошил многочеловечное богатство преисподней.

Пребывая во аде, Спаситель, как вездесущий, не оставлял и небесного круга. Но во аде голос жизни Его связал смерть и диавола, опустошил царства преисподней земли и вдохнул в души умерших благодать вечной жизни.
 

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО.

После ночи воссиявает дневной свет. Так и Бог Слово после ночи телесной смерти просиявает миру свет Своего воскресения из мертвых.

Литургическое богословие, подобно Евангелию, очень кратко упоминает о самом факте воскресения Христова, но об излиянии Спасителем силы духовного воскресения верующим и телесного бессмертия всему человечеству говорит подробно.

Воскресение всего падшего в тление человечества предусмотрено Богом от века и предначато восстанием из мертвых Христа Спасителя, Его Пречистое Тело, зачатое Пресвятой Девой Марией бессеменно, - силой Св. Духа - не видело во гробе истления.

На третий день после погребения Господь, сильный в крепости, воскресил, и воссоединил Свое Тело со Своею душою и Божеством Своими исшел из запечатленного гроба, как Царь и Жених из чертога, но незримо для людей. Даже воины, сторожившие Его гроб, не чувствовали, когда Он воскрес и как прошел чрез заключенные гробные двери. Тайна воскресения запечатлена для испытующих ее. Во гробе Христовом остались только погребальные пелены во свидетельство подлинного тридневного погребения Жизнодавца.

Воскресшему Христу, неописуемому Божественно и описуемому одним телом воскресения, не оказали препятствия ни врата смерти, ни печати гроба, ни заключение его двери. Он силой Божества воздвиг из гроба разоренный телесный храм Свой и в Его славе показал миру то прославление, какое имеет источить людям.

День Христова воскресения исключительно знаменателен для человечества. Это - день перехода от смерти к жизни и от земли на небо, наступление весны душам, время подаяния им особой животворной благодати.

Восставший из мертвых Господь людям всех времен, в силу Своего воскресения, источает нетление по телу и оживление по духу.

Об исхождении Христовой животворной силы воскресения богословы-литургисты говорят обычно кратко, но ясно. По их словам, "Христос источает жизнь из Своего невещественного света, ...озаряет человечество божественными блистаниями воскресения, облиставает жизнь". Живоносные лучи воскресения, просвещая людей, потребляют в них смерть, и одновременно, как бы вдыхают жизнь в дотоле осужденное естество каждой человеческой личности, тайно осеняющим действием Духа.

Христос Спаситель как воплощенный Бог - сокровище жизни тварного мира, Он Божеством Своим животворит мертвых и блистанием силы уничтожает в них крепость умерщвления, боровшегося с вечной жизнью.

Смерть, приразившись к безгрешному животворному телу Спасителя, обречена была на умерщвление и погибель. Господь не только стер жало ее, но и облек человеческие души в нетление, воскресил их от тления, просветил силой воскресения.

В связи с этим Христов гроб в литургической письменности называется "источником нашего воскресения" и "прекраснейшим рая носителем жизни".

Спаситель, просветивший человеческое естество во всем мире Своим воскресением, освободил человеческий род от тления, обновил ему восход на небеса и открыл пред ним рай.

По двусоставности человеческого существа двойственно и его воскресение во Христе.

Есть воскресение души и есть воскресение тела человека.

1) Душевное воскресение состоит в избавлении от греховной смерти или безблагодатности. Бог Слово воскрешает умерщвленные грехами души, прощением им грехов, облагодатствованием их и поднятием в них небесных стремлений.

Просветленные благодатию, очищенными чувствами и сердечною любовию видят воскресшего Спасителя в действии Его силы внутри себя. К ним Спаситель приближается столь же явно, как явно показывался Апостолам по восстании из гроба. В явном соприсутствии Христовом всякая душа перестает скорбеть и вместо того ликует от чувства своего воскресения.

2) Телесное воскресение или бессмертие плоти есть дар Нового Адама - Христа каждому человеку. Хотя тела людей и после восстания Спасителя из мертвых продолжают подвергаться тлению, но сила нетления уже положена сокровенно во все души Жизнодавцем. Каждая душа имеет ныне от Бога силу организовывать себе тело в матернем чреве и воссоздавать его в нетленной форме с наступлением дня всеобщего воскресения мертвых.

Данная истина раскрывается в литургическом богословии таким словами:

"Воскресший Христос, - читаем здесь, - ...потоптал смерть, подал человеческому роду бессмертие и онетленил... Свой разбитый образ, ...раздрав пелены смерти". "Он разрушил тлетворную силу смерти Своею мышцею и укрепил на нее человека". В дальнейшем смерть уже не владычествует над людьми. "Непостижимое и словесно невыразимое по восстании Господнем то, что Он облек в нетление человеческий род, обестленил нашу тленную плоть и навеки связал ее с Собою". "Отныне не страшно возвращение в землю. Владыка Христос возведет всех из земли к высоте нетления по силе Своего воскресения".

"Тление Им опрокинуто навзничь... неизбежность умерщвления сломлена", "сила смерти разрушена".

"Воскресши, Христос опять воссоздал человеческое естество от смертной персти, устроил его нестареющим, вновь явил его как бы царским образом, блистающим нетленной жизнью... Он все потомство Адама избавил от смерти и тления". "Ныне тление отвержено и мертвенное (будет) поглощено жизнью" . "Умерщвление на древе Христа всем народам источило жизнь", "обессмертило их, ожитворило".

"Господь некогда воскресит истлевшее человеческое естество по всей земле".

Как видно из литургических замечаний, телесное нетление есть дар Христов людям, уже сообщенный и частично видимый в нетлении святых мощей.

Всечеловеческое явление его Господь изволил отнести ко дню всеобщего воскресения мертвых пред Своим вторым пришествием на земле.

Литургические умозрения о воскресении Христовом приводят к таким заключениям:

1. Восстание из мертвых Богочеловека есть начало всеобщего воскресения.

2. Блаженная жизнь и телесное нетление источаются от Божества вследствие крестной жертвы Спасителя.

3. Сила воскресения есть излияние в человеческую душу невещественного сияния благодати.

4. Спаситель ныне сообщает душам людей благодать.

5. И тлеющие в страстях грешные души при всеобщем воскресении мертвых облекутся нетленными телами по воле и особому действию Сына Божия.

6. В настоящее время умирание и тление временны.

7. Спаситель изрек непреложное изволение Свое о поглощении мировой мертвенности Божественною силою жизни, и оно уже есть как бы свершившийся факт.

8. Воссоздание падшего человеческого естества после Христова воскресения продолжается в вознесения Христа Спасителя на небо с плотию.
 

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

В сороковой день по воскресении из мертвых Господь Иисус Христос, - так замечает один из церковных песнопевцев, - пришел с Апостолами и Богоматерью на Елеонскую гору. Здесь, после прощальной беседы с ними, стопы Господа, вдруг Божественною Его силою, стали отделяться от земли и возвышаться в воздушную высь. Ступив на облака, как на колесницу, Спаситель на херувимских раменах стал подниматься вверх. Христово вознесение некогда предызобразил пророк Илия своим восхождением в небесную область на четырехконной колеснице.

Лик учеников, видя Господа возносящимся, с рыданием восклицал: "Владыка! Как Ты ныне оставляешь сиротами Твоих рабов? Куда идешь? Мы, все оставившие и последовавшие за Тобой, имели надежду всегда быть с Тобой - Богом. По Своему обещанию, пошли нам Утешителя и Спасителя душ наших". Господь, благословляя Апостолов с высоты, сказал: "Смотрите, други, - Я иду ко Отцу. Вам же пошлю иного Утешителя. Отриньте все сетования. Я не оставлю и не забуду вас, которых собрал и возлюбил".

Во время преподания последнего, совершенного благословения - Господь за облаком света сокрылся от Апостольских очей. Дальнейшее восхождение Христово совершалось только пред взором бесплотных ангелов. Ангельские чины с трубным шумом и восклицаниями сопровождали Своего Владыку на небеса, подняли небесные врата при вступлении Спасителя в горние области мироздания. Небо являло свою красоту в отверстые врата. Восшед во святая святых неба, Господь воссел на небесном престоле одесную Бога Отца с плотию. Седение на Отчем престоле человеческого естества, прежде затворенного в преисподней земли, изумило самих ангелов. Бесплотные говорили друг другу: "Кто этот прекрасный муж - Бог и человек".

Вознесение Господне на небо, по мысли богословов-литургистов, связано тесным образом с участью всего человечества. Оно в начатке привело ко Отцу человеческий род и прославило его. Во Своем Лице Господь вознес на небеса падший образ Адамов, - человеческое естество спосадил его превыше ангелов на Отчем престоле и таинственно обожил. Первый человек за грехопадение был изринут из рая. Спаситель же, принявший образ человека, научил людей послушанию Богу Своим примером исполнения Отчей воли и искупительным крестным страданием. Вслед за Собой Он возводит верующих на небо и водворяет в небесных обителях.

Епископ Вениамин Милов
    
  
№ 21
квітень 2004 року

Зміст номера:

Христoс Вoскресе! Вoистину Вoскресе!

Що говорить природа про воскресiння мертвих

Сошествие во ад Христа Спасителя

Християнські цінності в освіті та вихованні

Умное делание. Святоотеческое учение о молитве и спасении

Богословские перспективы антропного принципа

Православiє як терапевтична наука

Воскресенский монастырь "Новый Иерусалим"

Воскресение Христово в православной иконографической традиции

Ланчанское чудо

Церковна поезiя

Новини звідусіль

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Штейніков, Ольга Целюх,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz