Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 5

№ 6

№ 7


 
Архітектура сакральна Архітектура сакральна

ОСНОВИ ЦЕРКОВНОЇ АРХІТЕКТУРИ

Продовження (початок у ВіК №5)

    Витоки формування християнського храму сягають часів Старого Заповіту. Господь дав народові Божому точне облаштування святилища і храма через своїх істинних служителів, пророків. Це була скинія Мойсея і храм Соломона.

ХРАМ СОЛОМОНА

(965-928 гг. до Р.Х.):

Исполняя завещание своего отца Давида, Соломон приступил к построению храма Божия в Иерусалиме, на горе Мориа (на которой еще праотец Иаков видел сонное Видение и молился, она была указана Давиду, и на ней, Авраам приносил в жертву Исаака…).

Храм строили 7,5 лет около 180 тысяч работников. Он был устроен по образу скинии Моисея, но был обширнее ее и разделялся на:

1. Святое святых
2. Святилище
3. притвор.

Храм представлял собой прямоугольное здание 30м длиной, 10м шириной, 15 высотой, расположенный по оси восток – запад обращен входом к Масличной горе (на восток). Стены были выложены из камня, снаружи обложены белым мрамором, а внутри золотом. Все принадлежности для богослужения были сделаны из золота. Ни молота, ни тесла, ни всякого др. железного орудия не было слышно в храме при его строении…

Когда храм был готов, были призваны к освящению все старейшины и множество народа. При звуке труб и пения духовных песней внесли ковчег Завета. Слава Господня в виде облака наполнила храм, так что священники не могли продолжать богослужение. Соломон взошел на царское место, пал на колени и воздетыми руками молился Богу, чтобы Он в этом месте принимал молитвы не только израильтян, но и язычников. После этого, сошел с неба огонь и попалил жертвы, приготовленные в храме (III Цар. 5). Вокруг храма были сделаны извне уступы, чтобы пристройка не прикасалась к стенам храма.

1. Святилище освещалось светильником, горевшим день и ночь (а Святое святых было совершенно темное). При богослужении и то и др. освещалось в открытые двери. В Святилище находились: а) золотой алтарь кадильный, стоящий на середине, ближе к завесе; б) 10 семи свечных светильников и 10 столов предложения. По 5 светильников и по 5 столов стояло по обеим сторонам.

2. В Святом, как и в скинии, находился ковчег (кивот) Завета, только крылья херувимов были большие и крепились не на ковчеге, а на стенах и потолке. Он длинной своей стороной поставлен был от востока к западу и рукояти его были настолько длинны, что восточные концы их обозначались возвышениями на завесе. (В ковчеге тогда находились только скрижали Завета, остальное же: жезл Аарона, чаши с манной уже не было, после плена у филистимлян (Исход 25-40). По преданию, Соломон знал, что храм позднее будет разрушен… он заготовил подземный тайник, где пророк Иеремия спрятал впоследствии ковчег Завета …). Кроме ковчега, в этом же отделении хранились книги Закона.

Святое святых было несколько ниже Святилища, этот перепад в высоте заключал в себе комнату, которая находилась в задней части храма над Святое святых, и служила для хранения священных вещей (II Пар.3,9). Кедровые стены Святилища и Святого святых и кипарисовый пол были украшены резными изображениями херувимов, цветов и плодов и обложены золотом. Между Святилищем и Святым святых была завеса, висевшая на золотых цепях, и дверь из масличного дерева. Другая дверь отделяла, также с завесой отделяла притвор от Святилища.

3. Притвор находился ближе к востоку, у передней части здания. Между притвором и двором были только двери без завесы. Перед спуском на площадь двора, по сторонам дверей, стояли два медных, обложенных золотом, столба с разными вызолоченными венцами. Правый назывался Иахин (стоящий прямо), а левый Боаз (легкий).

К зданию храма с северной, западной и южной стороны прилегало 3-х этажное каменное здание, имевшее множество комнат. Стены здания к верху суживались, а комнаты расширялись. Вход в комнаты был с южной стороны, откуда вела витая лестница на все 3 этажа. В каждой комнате было по одному окну, снаружи широкому, а внутрь узкому. Стекол в окнах не было, а стояли решетки глухие с откосами. Это здание еще было окружено невысокой крытой галереей.

Дворов, окружающих здание храма было три:

1) Двор священников, ближайший к храму окруженный оградой, на столько низкой, чтобы через него народ мог видеть священнодействие. Северная, западная и южная стороны этой ограды были каменные, а восточная кедровая (III Цар. 7,12). На этом дворе находились: а) жертвенник из медных досок, наполненный внутри землей и камнями; б) ближе к храму стояло медное море, большой водоем, имевший вид распустившейся 6-и лиственной лилии и стоящий на 12 медных волах, которые 4-мя группами смотрели на все 4-е стороны; в) по сторонам стояло 10 умывальниц, украшенных изображениями херувимов, львов, волов и венков, и поставленных на колесах. Эти умывальницы назначены были для омовения жертв. В медном же море совершали свои омовения священнослужители.

2) За оградой, окружающей двор священников, был двор народа, с востока, севера и юга, окруженный зданиями для священных лиц и предметов. В этот двор, кроме главного входа с востока, вели еще входы с севера и юга, на каждой стороне по 4-е. У внутренней, обращенной к храму, стороны зданий были портики в один ряд колонн.

3) За двором народа был двор язычников, окруженный каменной стеной и имевший 4-е входа. На этом дворе полагают царское место.

Первый храм был разрушен войсками вавилонского царя Навуходоносора в 588 (586) г. до Р.Х. (после изнурительной двухлетней осады Иерусалим был взят и полностью разрушен, храм сожжен, а большинство населения убито или уведено в плен). В Вавилонию были вывезены храмовые и царские сокровища, а также иудейский царь Иехояхин вместе с придворными, знатью, воинами и ремесленниками – всего около 10 тысяч человек.

Иерусалим оставался в развалинах (Пс.136,1-6) вплоть до возвращения изгнанников в 538 г., после завоевания Вавилонской империи персами. Царь Кир издал декрет, разрешавший еврейским изгнанникам вернуться на родину, восстановить Иерусалим и отстроить храм.

Второй Иерусалимский храм, воздвигнутый Заровавелем (или Зрубавелл, внук царя Иехояхина) через 52 года после разрушения Первого, имеется очень мало сведений. Он был построен на тех же фундаментах, на горе Мориа (Храмовой горе), но не был так великолепен, уже не имел в себе ни одной из тех священных вещей, которые украшали храм Соломона.(I Ездр.2).

В 515 (516) г. храм был завершен и освящен (строился около 5 лет). Ширина и высота храма, согласно указу Кира (I Ездр.6,3), была в 28.8 м. Он был сделан из гладких камней и из деревьев. В окружности храма было множество комнат и притворов, с дверями, при которых стояли дверники из левитов. Ограда храма, т.е. двор народа, была недоступна не только иноземцам, но и самим евреям, если они небыли очищены по закону.

Святилище ограждалось от Святого святых и от притвора так же, как и в храме Соломона, дверями и завесами. Священных вещей здесь уже не было. В Святилище, кроме алтаря кадильного, был один светильник и один стол для хлебов предложения. Некоторые священные принадлежности храма были возвращены Персидскими царями из Вавилона и добровольными пожертвованиями евреев.

На месте ковчега лежала мраморная плита (ковчег Завета пропал, существует предание, что в недрах Храмовой горы спрятаны сокровища древнего храма и ковчег. По другому, Менелик, сын Соломона и царицы Савской (она приезжала с караваном из Эфиопии повидаться с Соломоном и испытать мудрость, а, вернувшись, домой родила сына), посетивший Иерусалим для встречи с отцом, похитил ковчег из храма и увез его в Эфиопию в свою резиденцию в Аксуме. С тех пор он, якобы, тайно хранится в церкви Девы Марии в Аксуме…). Сам город оставался малонаселенным, а городская стена – разрушенной…

Храм не однократно повергался поруганию язычников (Храм был превращен в святилище Зевса Олимпийского, где стали отправлять также и культ Диониса), но был обновлен Иудой (Иехудой) Маккавеем (священник из рода Хасмонеев) овладевший Храмовой горой в конце 164 г. до Р.Х. (Ин. 10,22).

В царствование Ирода I Великого (37 г. до Р.Х.- 4г. по Р.Х.), Второй храм подвергался перестройкам, так он не был похож на первоначальный. Здание Храма расширено и перестроено, а его высота удвоена (цоколь из белых мраморных плит). Высота и длина с портиком были 40.7м, ширина 7.4м. Притвор имел выступы по 7.4м по обе стороны, так что его длина не равнялась ширине Святилища, как было в храме Соломона, а была 18.5м; ширина его была 3.7м. Святилище имело около 14.8м длины, 7.4м ширины, 24.85м высоты; от притвора оно отделялось великолепной Вавилонской завесой, и двухстворчатыми, всегда открытыми вратами, над которыми была прикреплена огромная (в человеческий рост) золотая виноградная кисть. В Святилище находились: светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник. Святое святых было кубическое, как и в храме Соломона, каждая сторона его была около 2-х м. Кровля храма была плоская с золотыми спицами, которые служили для отгнания птиц. Храм с западной, северной и южной стороны был также обстроен боковыми зданиями, в 3 этажа, имеющие 38 комнат, соединявшихся витыми лестницами.

Дворов окружающих здание было 3:

1) Двор священников, ближайший к храму. В нем находились большой жертвенник, подобный Соломоновскому, около 6 м высотой. Вход в него был с южной стороны. Перед жертвенником находился большой водоем. Этот двор был несколько выше двора народа.

2) Двор народа был 14-ю ступенями выше двора язычников. Он был окружен с севера, востока и юга множеством зданий, с галереями внутрь двора и с греческими и латинскими надписями, запрещавшими язычникам входить сюда. Двор народа имел два отделения, одно для женщин, другое для мужчин. Отделение для женщин, узкое, шло от севера к югу, и было пятью ступенями ниже отделения мужчин, от которого отделялось невысокой стеной. В этой стене был вход к храму от главных, восточных, или Никаноровых дверей, которые, по богатству материала и изяществу украшений, назывались Красными вратами (Деян.3,2). А те врата, которые находились в ограде, отделяющей двор мужей от двора жен, были обиты золотыми и серебреными листами. Отделением мужчин окружался двор священников с севера, востока и юга. Вокруг двора народа с 3-х сторон было множество зданий в 2 и 3 этажа, для разных лиц и вещей, нужных для храма и его священнодействий. При этих зданиях находился народ Иудейский в дни праздников, здесь же находился и Господь наш Иисус Христос, когда учил в храме.

3) Двор язычников, находившийся около 800м в окружности, обнесен был стеной и галереями с внутренней стороны, которые составлены были из колонн, поддерживающих крышу. На южной стороне эти галереи имели 3 ряда колонн, на других 3-х два ряда.

Каждая колонна была из мрамора высотой около 14м. Пол под этими галереями был из разноцветных камней; кровли также были устроены с царской щедростью. Из двора язычников вели в город 6 ворот. На северной стороне, между колоннами, было два выхода: один на помост Гаввафу, другой к Овчим воротам. Во дворе язычников происходила продажа жертвенных животных и обмен церковной монеты на гражданскую. Из этого-то двора Спаситель, по ревности к Дому Божьему, два раза изгонял торгующих (Ин.2,13-21, Мф.21,12-13). Которая часть храма называется в Евангелии притвором Соломоновым (Ин.10,23), это определить трудно.

Ирод увеличил земляной подсыкой площадь Храмовой горы, для чего возвел вокруг нее подпорные стены из огромных тесаных камней (фрагмент западной части подпорной стены хорошо сохранился до наших дней, он известен под названием Стена плача, или Западная стена, и является одной из главнейших еврейских святынь). Надземная часть опорных стен со стороны Храма была оформлена в виде крытых колоннад. Южную стену Храмовой горы венчала базиликальная “Царская колоннада”, от которой вниз вела роскошная лестница.

Слава Второго храма, как центра жизни евреев, превзошла славу Первого. Храм украшал Иерусалим в дни земной жизни Иисуса Христа, его посещали Пресвятая Дева Мария, св. апостолы.

Окончательно был закончен в 64 году, а в 70 году был сожжен и разрушен римскими воинами под предводительством имп. Тита (сын имп. Веспасиана) (начало послужило восстание 66 г., переросшее в войну), это произошло, согласно преданию, в тот же день, что и разрушение Первого (пророчество о разрушении Иерусалима исполнилось, Луки 19:41-44; 21:20, 21).

В VII веке н.э. арабский завоеватель Иерусалима Омар Ибн-Хатиб восстановил скалу Мориа в прежнем виде и построил рядом мечеть. Позже калиф Абдул эль-Малик объявил ее местом паломничества мусульман… Мечеть “Купол скалы” была выстроена между 688 и 692 гг. Это самая древняя из сохранившихся в мире мечетей, она стоит на месте, где возвышался Иерусалимский храм. “Купол скалы” сделан из золота и имеет 20м, высота – 34м, мечеть стоит на самой высокой горе Иерусалима и поэтому царит над городом.

Тем не менее, идеи восстановления храма живут (даже существует проект) и с каждым годом все реальнее исполнение мечты евреев и исполнение апостольских слов: Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (Фессал. 2:2-4).

(Далі буде)

Олег Степанов,
магістр архітектури
    
  
№ 6
січень 2001 року

Зміст номера:

ХРИСТОС РОЖДАЄТЬСЯ

Українське Православ'я на зламі тисячоліть

Преподобний Паїсій (Величковський) та Григорій Сковорода в культурному оточенні 18 століття

Зворотна перспектива Буття - академічність чи канонічність

Круглий стіл "Християнство і культура"

Основи церковної архітектури. Храм Соломона

Тлумачний молитвослов

"Слава Тебі, показавшему нам Світ!"

Благоустроение семейной жизни

Виховання у православній сім`ї

Путь к христианскому браку

Диякон Андрій Кураєв.
"Про віру і знання"

За житіями святих отців

Установчий З'їзд Спiлки православної молодi

Новини звідусіль

ВІРУЮ

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Олексій Аксьом,
Тарас і Оксана Андрусевичі

Художники:
Олег та Наталя Степанови
Влас. кор.:
Ростислав Трьохбратський

Адреса “ВіК”:
03015 Київ,
вул. Івана Мазепи, 25.
Духовна Академія.
Ігумену Гавриїлу для "ВіК" (“Віра і культура”).
E-mail:
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
tarasiy@compclub.lviv.ua
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці в рубриці "2000". Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`


 
 

 

На початок сторінки

психология эффективности, консалтинг, психологические механизмы в бизнесе
Hosted by uCoz