КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В КИЕВЕ
прошлое, настоящее и будущее
Величественные каменные соборы в Киеве начали возводить после принятия Крещения Христового Киевской Русью в 988 г. Первым был собор Богородицы Десятинной, построенный греческими зодчими под патронатом св. князя Владимира в 989(-991)-996 гг. [1]
Второй стал Митрополией Киевской Руси – Софии Премудрости Божией, начатый святым Владимиром в 1011 году, был закончен сыном князя, святым Ярославом Мудрым в 1042-51 гг.[1] В них сначала служило греческое духовенство Константинопольской Православной Церкви. Первым был сириец – митрополит Михаил. Позднее был избран первый русский митрополит Иларион (1051 г.) [2] – Киевскую кафедру, наконец, стали возглавлять русичи.
Чертеж современного Софийского собора XI-XXI вв.
В те времена соборы возводили крестово-купольными, с 5-13 куполами, стены воздвигали по-византийски opus micstum на отделку не скупились, об этом говорят фрагменты смальты и мраморных плит в руинах-фундаментах Десятинной церкви, мозаики и фрески Святой Софии в Киеве.[1]
Соборы воздвигали на самой высокой отметке столицы – Старокиевской горе. С этой высоты собор (сначала Десятинный, затем Софийский) был практически виден со всех уголков, даже в загородной княжеской резиденции в Вышгороде.
В комплекс кафедрального собора входил целый комплекс зданий с площадью, а сам храм вмещал несколько уровней (этажей) и престолов.
В храмовый ансамбль Десятинной церкви входили три дворца (с запада, юга, северо-востока) хозяйственный двор, площадь со статуями греческих коней [1].
Чертеж реконструкции Десятинной церкви А. Реутова, 1980 г.
Храм был размерами 35х37 м, 3-5 нефный, трехапсидный, трехчастный с галереей по периметру стен (кроме восточных). По разным версиям он имел один купол, по другим 5-7, покрытие было черепичным, как в Византии. Храм имел богатое убранство из мрамора, мозаики, каменную резьбу и фрески.
Церковь после сооружения Софийского собора была своего рода малым собором и храмом-пантеоном, где хоронили великих князей. У храма трагическая судьба: он был разрушен в 1240 году во время набега орды хана Батыя, под его руинами оказались последние героические защитники Киева. Десятинная стояла в руинах до XVII в., когда усилиями святителя Петра (Могилы) была воздвигнута на ее фундаментах небольшая Никольская церковь.
Идея восстановить святыню почти в полном объеме возникла в 1826 году. После поспешных исследований фундаментов, была воздвигнута новая Десятинная в 1828-1842 г. по проекту петербургского архитектора В.Д. Стасова в русско-византийском стиле. Этот внушительный пятикупольный храм не очень-то вписывался в архитектурную среду и тем более не повторял утраченный памятник, внешний вид которого история не сохранила.
Во время атеистического лихолетья в 1935 году храм был разобран [3].
Долгие годы были показаны лишь облицованные сверху фундаменты святыни в комплексе Исторического музея. Но с 2000 года идея возродить Десятинную витает снова... Рядом действует с 2007 года небольшая деревянная часовня Владимира и Ольги УПЦ.
В 2007-2008 гг. проводятся археологические исследования фундаментов. Несмотря на то, что проектных вариантов реконструкции храма масса, вполне очевидно, что в ближайшие годы мы увидим один из них как 3-й храм Богородицы Десятинной на древнем месте.
Главным же древнерусским кафедральным собором русских митрополитов долгое время был Софийский собор.
Храм значительно просторнее и больше Десятинной, 45х56 м, имеет 9 нефов с престолами (около 10). Собор пятиапсидный, 13-ти (254) купольный, имеет две лестницы на громадные хоры. В XII веке была устроена крещальня в притворе. Интерьер богато украшен мозаикой и фресками. Аналогов храму не было в мире. Ансамбль Святой Софии еще более грандиозный и включал комплекс зданий, храмов и монастырей Георгия, Ирины. Здесь была размещена библиотека Ярослава Мудрого, скрипторий, школа и др.[4] Храм был главным церковно-государственным центром и символом Руси.
С упадком Киевской Руси, начиная с XIII столетия, собор стал пустеть и разрушаться, то по вине митрополитов, потом униатов и киевлян... Собор претерпел и набеги крымских ханов, разграбления и частичные разрушения 1240, 1416, 1482, 1625 гг. [1] Когда Софийский собор заняли униаты, кафедра митрополита, временно перенесена была в Успенский храм Богородицы Пирогощи на Подоле в 1613-33 гг.
Спас его святитель Петр (Могила), укрепив стены контрфорсами, отремонтировав кровлю, воздвигнув купола и "одев" собор в ренессансные формы, по проекту итальянского архитектора Октавио Манчини. Богослужения были возобновлены. Позднее в XVII в. Софию частично реконструируют русские зодчие и добавляют элементы русской архитектуры на фасадах. В XVIII веке собор продолжают восстанавливать и предают ему черты украинского барокко [1]. В XIX веке комплекс Софийского собора становится монастырем. В это время были также проведены ремонт и реконструкция по проекту киевского академика архитектуры В. Николаева. Западный фасад приобрел псевдовизантийскую стилистику, а интерьер новую систему отопления.
В годы воинствующего атеизма древний кафедральный собор Софии Премудрости Божией был на грани полного разрушения, поскольку мешал "гениальным" планам строительства правительственного центра в 1935 г., но чудом был спасен. В тот же год собор был превращен в Государственный заповедник "София Киевская", [3] каким и является до сего дня!
Храм частично ремонтировался в советские годы и уже украинскими мастерами в конце XX-начале XXI вв. Были заново позолочены купола, отреставрированы частично фрески и мозаики. В настоящий момент храм сохранил около 3000 м2 орнаментальной живописи, 600 м2 фресок, 260 м2 мозаик.
Архитектура собора дошла до нас в эклектике: синтезе элементов разных стилей – византийско-древнерусском, ренессансе, барокко, русском, псевдовизантийском. В 1990 г. Святая София включена в охрану ЮНЕСКО. Комплекс зданий соборного комплекса включает: Софийский собор, колокольню, дом митрополита, здание духовного училища, трапезную с церковью, южные и ворота Заборовского, административно-жилые здания митрополии, колодец.
Окончание следует
Олег Степанов
Ю.С. Асеев. "Архитектура древнего Киева", – Киев, 1982.
Л.Н. Митрохина. "Христианство", – Москва, 1994.
Т. Гаврик. "Втрачені архітектурні пам`ятки Києва", – Нью-Йорк-Київ, 1991.
Г.Н. Логвин. "Украина и Молдавия", – Москва-Лейпциг, 1982.
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.
Головний редактор:
прот. Василій Біляк; відповідальний редактор,
компьютерна верстка,
худ. дизайн: Олег Степанов, літ редактор: Ольга Целюх