За благословенням Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України | ||
Інтернет-версія
газети
|
|
газета для всіх тих, хто любить Православіє № 35 |
Церква і культура
СМЫСЛ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫПротопресвитер Василий Зеньковский ПредисловиеОсновательная "История русской философии" протопресвитера Василия Зеньковского была переиздана даже в Советском Союзе, хотя, разумеется, в порядке книг, рассылавшихся по спискам. За последние годы появилось и немало изданий других книг Василия Васильевича, посвященных философии, апологетике, педагогике. Не забыта и его обширная общественная деятельность – священником он стал только в 1942 году, когда ему перевалило за шестьдесят. В частности, опубликованы его воспоминания "Пять месяцев у власти", посвященные пребыванию в 1918 году в качестве министра исповеданий в правительстве гетмана П.П.Скоропадского. Почти 40 лет – с 1924 по 1962 год – он возглавлял Русское студенческое христианское движение. Был одним из основателей Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, преподавал в нем с 1926 года до самой кончины, а с 1944 года исполнял должность декана. Следует отметить, что сам он, никогда ни к каким должностям сознательно не стремился: "Приму, если так надо для пользы дела и Церкви". "Совсем уже против своей воли, – писал он о своей "украинской" карьере, – попал я в министры исповеданий при гетмане. Ни честолюбия, ни славолюбия у меня не было, но я видел, что я нужен действительно, что с моими данными я, может быть, смогу что-нибудь сделать для церковного мира". "Оглядываясь на прошедшую жизнь, – отмечал отец Василий, – я вижу в ней какую-то логику, рисунок которой был создан не мною". Так и по отношению к Русскому студенческому христианскому движению: "Не будь я там, не было бы того, что было (ибо главные тогда, помимо меня, "деятели" Никитин и Липеровский, хотя были сами людьми православными, но держались направления интерконфессионального, с которым православным людям не по пути". "Ошибок, конечно, у меня без конца, – говорил он о себе на пороге семидесяти пятилетия, – впрочем, если бы я начал заново жить, некоторые ошибки я все равно повторил бы, – настолько они вытекали из самой души моей". Мы подробнее остановимся на начальном периоде жизни, притом, что все основные отличительные черты его духовной жизни сложились уже тогда – и любовь к Церкви, и уважение к науке, и плененность навсегда русской культурой. Василий Васильевич Зеньковский родился на Украине на Подолье в Проскурове (ныне Хмельницком) 4 июля (16-го по новому стилю) 1881 года, в истории России весьма знаменательного и поворотного. Мальчику довелось появиться на свет спустя полгода после кончины Ф.М.Достоевского и через четыре месяца после убиения императора Александра II. Отец его происходил из обедневшего дворянского рода, был простым учителем математики, а затем перебрался в еще более глухой уездный Ямполь, чтобы занять там место начальника или смотрителя городского двухклассного училища. Он принадлежал к так называемым "украинофилам" (примыкал к группе профессора истории Владимира Бонифатьевича Антоновича, выпускавшего "Архив Юго-Западной России", издателя "Исторических песен малорусского народа") и пробудил в душе сына любовь к украинским песням и вообще к поэзии. Стоит отметить, что впоследствии Василий Васильевич, свободно изъясняясь на многих европейских языках, тем не менее, стеснялся и никогда не дерзал говорить на родном украинском наречии, живо ощущая свое неумение выражаться на нем в достаточной степени красиво и непринужденно. "Принадлежа по своему происхождению на 7/8 к украинцам, – писал он, – я по воспитанию и чувствам всецело и абсолютно принадлежал России, и это создавало лично для меня постоянные трудности на обе стороны". Немного, к сожалению, известно о матери, с которой Василий Васильевич продолжал поддерживать теснейшие отношения и после того, как он вынужден был эмигрировать, а она осталась в недоступном для него советском Киеве. Протопресвитер Василий Зеньковский. Смысл православной культуры / Сост., предисл. В. Л. Шленова. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 272 с. - (Духовное наследие Русского зарубежья). |
|
|