Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 27

№ 28

№ 29


 
Абетка благочестя Абетка благочестя

ТАИНСТВО СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Тайна Святой Троицы является одной из величайших тайн христианства. Хотя отдельные неявные ссылки на нее можно найти еще в Ветхом Завете, для человечества, жившего до Христа, включая избранный народ, она была закрыта. Откровение о тайне Божественного бытия, что Бог есть Троица, принес в мир Сын Божий и передал его Своей Церкви. Даже после пришествия в мир Спасителя тайна Святой Троицы открывается не всем, но лишь членам Церкви Христовой, которые через соединение со Христом становятся причастниками таинства блаженной Троицы. Все находящиеся вне Церкви, даже если они будут тщательно изучать богословские трактаты, раскрывающие учение Церкви, не смогут постичь тайны бытия Божия так, как члены Церкви – даже если последние не изучали богословия специально.

Тайна Святой Троицы познается опытно. Она скорее не познается умом, а переживается сердцем. Самостоятельно познать эту тайну не в силах никто – приобщение к ней возможно только по действию и просвещению Духа Святого. Для того, чтобы Дух Святой посетил человека и вложил в его сердце ведение тайны бытия Пресвятой Троицы, человек должен иметь веру и очищенное от пороков сердце, ибо в Благовествовании Христовом сказано: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".

Эти же условия необходимы для познания тайны вочеловечения Сына Божия, тайны Церкви и вообще домостроительства спасения падшего человечества. Итак, откровение Христово и опыт Церкви говорят, что Бог есть Троица и Единица одновременно: троица Лиц или Ипостасей и единица Природы. Отец Церкви IV века св. Василий Великий определяет ипостась в Троице как частное, особенное и неповторимое, а природу или сущность - как общее, принадлежащее всем божественным Ипостасям. Три Ипостаси Святой Троицы – это Отец, Сын и Дух Святой.

Отец имеет отличительное свойство, которого не имеют ни Сын, ни Дух Святой. Это свойство нерожденности. Также Сын имеет Свое особое свойство, которое отличает Его от Отца и Духа Святого – свойство рождения от Отца. И Дух Святой отличается от Отца и Сына тем, что исходит от Отца. Нужно остерегаться проводить какие-либо аналогии между тем рождением и исхождением, которые мы знаем из земного опыта, и божественным рождением и исхождением, которые называются так условно, чтобы отличить Отца от Сына и Духа, Сына – от Отца и Духа и Духа - от Отца и Сына. "Образ рождения и образ исхождения для нас непостижим, – говорит еще один Отец Церкви, живший в VIII веке, св. Иоанн Дамаскин, “что, конечно, различие между рождением и исхождением есть, это мы узнали, но какой образ различия – этого никак не постигаем". В Троице Ипостасей один Отец является безначальным, а Сын и Дух Святой имеют начало – Отца: Сын, как рождающийся от Него, и Дух, как исходящий. Дух Святой исходит только от Отца, а не и от Сына, как учат некоторые еретики, потому что рождать и изводить является личным свойством Отца, отличающим Его как от Сына, так и от Духа Святого.

Несмотря на то, что Отец является началом Святой Троицы, все Ее Лица равны между собой – среди них нет старших и подчиненных. Сын не ниже Отца, и Дух Святой не ниже Отца и Сына. Отец, Сын и Дух Святой не разделяются, но лишь различаются между Собой. Это не три бога, но один Бог. Также божественные Лица не существуют сами по себе, так как не обладают каждое своей особой природой, но имеют одну общую божественную Природу или Сущность. Все, чем обладает Отец, кроме отцовства как Своего отличительного свойства, принадлежит также Сыну и Духу Святому, т.е. относится к общей Сущности трех Ипостасей Святой Троицы. То же самое можно сказать о Сыне и Духе Святом. Отец, Сын и Дух Святой имеют каждый не такую же, но ту же Сущность, поэтому являются единосущными друг другу. Как пишет Отец Церкви IV века св. Григорий Богослов, "Сын – не Отец, потому что Отец – один, но то же, что Отец. Дух не Сын, хотя и от Бога (потому что Единородный – один), но то же, что Сын. И Три – единое по Божеству, и Единое – три по личным свойствам".

Такие свойства Бога как любовь, благость, справедливость всемогущество и бесчисленное количество прочих относятся к божественной Природе и являются общими для всех Лиц Святой Троицы. Как Лица не могут существовать без Природы, так и Природа не может существовать без Лиц. Их невозможно разделить между собой, но можно лишь мысленно различать. Как пишет тот же св. Григорий Богослов, "Я еще не начал думать о Единице, как Троица озаряет меня Своим сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня." В Святой Троице мы должны различать также божественную сущность или природу, и божественное действие, или "энергию". Божественная Сущность остается непостижимой как для людей, так и для Ангелов. Бог постигается только благодаря Своему действию, которое также именуется благодатью, божественным светом и т.д. Оно является нетварным, но и не вторым богом наряду с божественной природой. Мы можем его лишь отличать, но не отделять от божественной сущности, из которой оно исходит, не сливаясь и не разделяясь с последней. Божественная благодать является общей для всех Лиц Святой Троицы и представляет собой все Божество без всякого опущения. Именно этой благодатью Бог сотворил весь видимый и невидимый мир и содержит его в бытии. Именно благодаря этой нетварной благодати все творение Божие приобщается превечному Божественному Бытию и приобретает возможность обoжения. Именно этой благодатью живет Церковь Христова.

Сергей Говорун
    
  
№ 28
червень 2005 року

Зміст номера:

Зі Святом Святої Трійці!

Привітання редакції ВІК

Православна культура і сучасність

Неправда за обкладинкою Iстини

Душа человеческая: душа и тело. Мысли

Таинство Святой Троицы

Православные монастыри. Типология и устройство

Собор Святой Троицы в Хайновке (Польша)

Еволюційна біологія та православний світогляд

Cлово о догмате Святой Троицы

Православие в мировой культуре

Петрiв пiст

Новини звідусіль

Собор Святой Троицы в Хайновке

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
logo@ua.fm
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz