Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 24

№ 25

№ 26


 
Архітектура сакральна Архітектура сакральна

БАЗИЛИКА СВТ. НИКОЛАЯ В г.БАРИ

Первый праздник, который начинает череду рождественских и новогодних торжеств - день памяти свт. Николая Мирликийского чудотворца. Его имя известно во всем христианском мире. В день его памяти 19 (6) декабря ждут подарков не только именинники, но и все дети, т.к. этот праздник стал уже давно не только церковным, но и светским. Благочестивая и праведная жизнь св. Николая, полная чудес и милосердия, стала праобразом доброго дедушки Мороза, исполняющего любые желания в одних странах, а на Западе его прямо называют Святым Николаем, Санта Клаусом или просто Санта.

В честь святого построено множество храмов, написано много икон, он считается покровителем путешествующих (особенно моряков), ревнителем веры православной, сокрушителем ересей и защитником бедных, сирых и обездоленных.

О жизни святого Николая мы рассказали в прошлом номере, а теперь хотелось рассказать о месте, где покоятся святые мощи чудотворца.

Мощи св. Николая покоятся в г. Бари (Италия), в базилике в честь чудотворца Мирликийского.

Базилика была построена на территории двора катапана, наместника византийского императора во времена, когда Бари был столицей южной Италии (970-1071 гг.).

Владычество Византии держалось здесь долго, пока воинствующие нормандцы стали вытеснять византийцев. 15 апреля 1071 г. после трех летней осады, в Бари вошел Роберт Гвискард. Он устремился дальше на помощь брату в Сицилию... В январе 1072 г. они взяли Полермо, положив конец двухвековому господству мусульман. Жители Бари, утратив статус города-столицы, решили оживить торговлю, привлечь сюда людей и перенесли (фактически похитили у сарацин) в 1087 г. из Мир Ликийских (ныне Турция) мощи св. Николая. Присутствие мощей сразу привлекло множество паломников, т.к. в то время, Николай, был самым почитаемым святым.

Перенесение св. мощей, в котором участвовало около 70 моряков (62 - жителя Бари), год спустя было описано Никифором и Иоанном Архидияконом. Прибытие мощей святителя вызвало разногласия между архиепископом Урсоном и городской знатью, которые уладил аббат бенедиктинец Илья, ему и было доверено строительство величественной базилики.

Существуют три версии истории строительства базилики. Согласно Краутхаймеру, первоначальный проект не был сохранен и в ходе строительства произошли существенные изменения. По мнению Скетини, сама базилика представляет собой перестроенный дворец византийского катана. Белли де Элия считает несомненным наличия единой концепции в строительстве, длившемся целое столетие и завершенном в 1197 г. освящением храма.

Аббат Илья предложил архитектурное решение сочетавшее элементы византийского зодчества, привлек художников, гармонично соединивших византийский стиль с "гуманистической" концепцией норманнов.

1 октября 1089 г. по окончании проводившегося в Мелфи Собора, Бари посетил папа Урбан II, который перенес св. мощи Николая под центральный алтарь крипты, старинного зала катапанов с византийскими колоннами и капителями.

Все стены базилики были возведены еще при аббате Илье (+1105 г. похоронен в храме), но отделка производилась при его приемнике аббате Евстратии (1105-1123 гг.).

Перед началом работ Евстратий добился гарантии автономного управления от епископа г. Бари у папы Пасхалия II.

В скульптурном завершении базилики аббату помог князь Гримоальд Альферанит, всемогущий правитель города в 20-е гг. XII в. В 1156 г. Бари был разрушен Вильгельмом Злым, но храм не пострадал, и 22 июня 1197 г. был освящен епископом и императорским канцлером Конрадом Гильдесхаймом.

В период Гогенштауфенов (швабский) в архитектуре собора не появилось ничего примечательного.

Церковь достигла наибольшего расцвета при Карле II Анжуйском (1285-1309 гг.). В дар церкви он передал три города, 22 богослужебные книги и церковную утварь.

Во время Роберта Мудрого (1309-1343 гг.) для создания фамильных капелл были возведены наружные арочные пролеты. Это оживило внутреннее пространство и придало единообразие внешнему облику базилики.

Период правления Арагонской династии (1435-1501 гг.) отмечен новыми архитектурными (арки) и живописными композициями (картины Виварини и триптих Рико из Кандии). Три арки центрального нефа были построены после сильного землетрясения 1456 г. XVI в. завершился строительством грандиозной гробницы Боны Сфорца - герцогини Бари и королевы Польши.

Автономия базилики позволили проводить на ее дворах ярмарки во время празднований дня св. Николая в мае и декабре, когда Бари посещали многочисленные паломники.

Многочисленные реставрационные работы проводились в сер. XVIII в и были возобновлены в XIX, но лишь в 1928-1930 гг. базилика обрела современный вид, стремящийся воспроизвести ее первоначальный облик. Были устранены все изменения, произведенные позднее XVI в., включая капеллы в стиле барокко, фрески центральной апсиды, но утрата большей части древних росписей XII в. уже не восполнить.

Внешне трехнефная базилика св. Николая напоминает скорее замок, чем церковь (т.к. во время норманцев она была и крепостью). Четыре двора, которые окружают базилику, были в древности закрытыми, т.к. духовенство предоставляло их торгующим для Свято-Никольских ярмарок.

Все фасады собора имеют декоративное убранство в виде арок, барельефов, скульптур, колонн и полуколонн, ажурно украшенных окон и дверей, надписей и мемориальных досок (особенно в интерьерах).

Во дворе катапана ранее были расположены церкви, посвященные святым: Димитрию, Евстратию, Святой Софии, свв. Стефану и Георгию. Единственной не снесенной церковью во время строительства базилики была в честь св. Георгия, X в., которая хорошо сохранилась.

Главный западный фасад храма св. Николая как бы заключен двумя мощными башнями (Византийской и Норманской (колокольня)) и устремлен ввысь благодаря выступающим пилястрам, делящими его на три части, соответствующие трем нефам. Центральный - самый высокий и имеет остроконечный портал. Здесь много слепых арок и парных окон. Все скульптуры украшавшие фасад были сняты и установлены в др. месте.

Длина каждого нефа храма 58 м, ширина центрального 26 м, каждый из боковых по 9. В правом нефе находится капелла св. Иеронима. В Норманской башне размещена капелла свв. апп. Петра и Павла. Размещена здесь и капелла св. Анны (ранее св. ап. Матфея).

Левый неф. Здесь капелла св. Филлипа, св. Ианнуария (бывшая св. Марка и Св. Троицы), св. Марии Магдалины.

В поперечных нефах размещены алтарь в честь свв. Севастьяна, Мартина и разные иконы и картины св. Николая.

В центральном алтаре над престолом размещен киворий (открытая часовня) на колонах с капителями.

Потолок базилики расписал в 1661-1673 гг. художник Карл Роза. Пол богато украшен мозаикой и мраморными плитами.

Крипта (30,69 Х 14,81 м) или подземная церковь, находится под поперечным нефом базилики, была построена ранее остальных частей храма. Крестовые своды поддерживают 26 колон. Здесь и находится гробница св. Николая. Представляет собой престол, под которым находятся св. мощи (ниже уровня пола и закрыты со всех сторон железобетонными блоками), можно прикоснуться к этому месту через небольшие врата в жертвеннике. Мощи много веков источают жидкость (называемую манна, св. миром, олеумом, унгуентумом, мироном). В действительности это вода особой чистоты. Лежащая у основания плита имеет небольшое углубление в центре, что и позволяет собирать миро (один раз в год 9 мая). Много людей получают здесь исцеления...

С 1951 г. базилика св. Николая принадлежит монахам ордена доминиканцев. Но есть в храме и православная капелла св. Николая.

Множество паломников со всего мира ежедневно прибывает в Бари почтить великого святителя (особенно в дни памяти святого), помолится, прикоснуться к чуду и получить исцеление души и тела.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Олег Степанов
    
  
№ 25
січень 2005 року

Зміст номера:

З Рiздвом Христовим!

Святейший Патриарх Варфоломей: "Вопрос создания украинского униатского патриархата будет считаться крайне враждебным актом для всего Православия"

Життя - продовження віри

Традицiї святкування Рiздва

О кротком обращении с ближними

Що потрiбно знати про церковний етикет

Святкова кулінарія

Святой Иоанн Русский

Основы христианской культуры

Спiв – це процес одухотворення

Базилика свт. Николая в г.Бари

Новини звідусіль

Різдвяна ялинка. Дитячий додаток

Зi Святом Водохреща!

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Олег Степанов,
Наталія Степанова,
Ольга Целюх,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег Степанов

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz