Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 19

№ 20

№ 21


 
Архітектура сакральна Архітектура сакральна

БОГОСЛОВСКАЯ СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

“Храм вообще есть подобие вселенной, значительно низшее своего оригинала в действительности, но несравненно высшее его по смыслу. Смысл же храма заключается в том, что он есть проект Вселенной …” (Федоров Н.Ф., Соч. М.,1982 г. с.571).

Православный храм… Золотые кресты, купола, огромные своды, красочные фрески, святые образа, величественный иконостас, запах ладана, горящие свечи, чтение Псалтыря и величественное пение на литургии… Как многое он для нас значит. Здесь мы крестились, здесь первый раз пришли к исповеди, сподобились причаститься Св. Христовых Таин, здесь научились соборно молиться, слышим здесь Евангелие и проповедь священника с амвона, здесь получаем благословения на труды, поездки и др. Под этими сводами мы венчались и дали обеты Богу и друг другу, здесь проходит наша жизнь... Именно тут мы получаем ту спасительную благодать и силы бороться со грехом, здесь мы встречаемся в молитве с Богом и обретаем душевное равновесие и мир.

Само слово “храм” вошло в употреблении у христиан не ранее IV в., т.к. оно долго вызывало недоверие в связи с тем, что так называли свои идольские капища язычники. Новым пониманием храма и была обусловлена его образность.

Во время правления имп. Константина Великого (его указом в 313 г., Христианство стало государственной религией, и гонения прекратились) главным типом храмов стала базилика. Константин не только передал христианам старые языческие базилики, но и строил новые в духе старых, т.е. базиликальные.

Согласно “Апостольским Постановлениям”, строить храм нужно продолговатым (прямоугольным) образом “подобно кораблю”, и при изложении Чина литургии, говорится: “Ты же епископ,… когда собираешь Церковь Божию, то приказывай составлять собрание с полным знанием дела… И, во-первых, само здание должно быть обращено на восток....”

Христианский храм мыслился не жилищем Бога, а домом молитвы. “Не написано ли: “Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?”(Мк.11:17;Лк.19:46). Каждая часть храма имела еще у древних христиан определенную меру сакральной ценности, увеличивающееся с приближением к алтарю.

Западная часть храма – это своего рода место приготовления. В раннехристианских храмах здесь перед входом устанавливались источники для омовения ног (фиалы) как “символы святого очищения”, далее в нартексе (притворе) отводилось место для оглашенных (приготовляемых к крещению). Тут же иногда устраивались крещяльни (баптистерии). Далее к востоку в наосе (или ораториуме, в основном в боковых нефах храма) протянулось помещение для верных (крещенных церковных прихожан). Недаром продольный неф базилики называется кораблем. Форма церкви - подобие корабля символизирует, что через море жизни может провести нас в небесное Пристанище только Церковь. Ритм длинных рядов колонн базилики – символ пути ко спасению.

Центральная часть (наос) базилики – это наш тварный мир (Вселенная). Алтарь (“высокий жертвенник”, или “жертвенник на высоте”) и верхние части стен – это Небесное Царство, куда Христос, вознесшись, первый из всех вошел.

Воплощая собой образ мира, христианский храм был тогда, прежде всего, Храмом. Если в материальном своем качестве он служил “видимым посредством” для проявления Божественной силы и для общения с Богом, то в духовном качестве это “видимое посредство” было проводником для человека благодати Божией.

“Литургия создает храм”. Литургия очень рано разделилась на литургию оглашенных и литургию верных. Перед началом литургии верных оглашенные должны покинуть храм. Продольная форма была здесь наиболее подходящей. Все богослужение несет линейно-исторический характер, так и развивалась служба. Вечерня и утреня во всенощном бдении символизируют стремление человечества ко спасению и ожиданию Мессии в Ветхом Завете, явление Христа в мир, Его проповедь, великие деяния, чудеса, распятие, смерть, воскресение и вознесение…

В соответствии с развитием богослужения размещались и росписи: от изображений ветхозаветных сцен в нартексе – к христологическому циклу в наосе.

Литургия предполагала продольное пространство. Например, в IV в. при входе патриарха (или императора) в храм, обряд встречи происходил в нартексе перед царскими вратами. Здесь же совершалась короткая служба. Только после этого вся процессия торжественно шествовала к алтарю.

Первые росписи в храмах – эпизоды от сотворения человека до истории царя Давида. Если в таких росписях выдвигался исторический аспект богослужения, то в росписях храмов V в. акцентировалась пространственная структура мироздания. Крест как символ спасения и Христа на фоне звездного неба производил впечатление безграничного космоса (храм св. Виталия в Равенне 526-547 гг.).

В купольной мозаике баптистерия изображение в центре крещения Христа, а вокруг – апостолов, разнесших Его благодать по всему миру.

Храм - “объемлющее изображение того, что находится превыше небесного свода”, - писал Евсевий Кесарийский (III в.- ср. IV в.).

В Византии понятия “Храм – вселенная”, “Храм – космос”, “Храм – земное небо” получили наиболее выпуклую богословскую и архитектурную разработку в центрально-купольных храмах. Но идея эта определялась и раскрылась во всей полноте постепенно, начиная со скинии Моисея и храма Соломона. Но ни скиния, ни Соломонов храм не соизмеримо были далеки и не одинаково полно и совершенно бессильны выразить идею Церкви Божией. Идея эта воплотилась в великом храме Св. Софии Премудрости Божией в Константинополе в VI в.

“Храм, это глубоко величественный и глубоко идейный образ Церкви Иисуса Христа, распространенный по всем странам мира, сущей в нем от начала и созерцаемой в перспективе всех ее веков”.

Сближение понятий Христианского храма и Христовой Церковью встречается еще у свт. Иоанна Златоуста. Сближая Церковь верующих, этот живой храм Божий, с самим зданием храма, Златоуст учит: “...каждый из верующих и все вместе суть храм (X, 50), и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый храм “(VI, 167).

Позднее, христианский храм, с одной стороны, сближается со скинией, с другой, принимает подобие мироздания. Так бл. Симеон Солунский учит: “Алтарь, где находится святая святых, образует небо и то, что превыше небес, а собственно храм и притвор означают землю и все, что на земле” (гл.78).

Как Пресвятая Троица состоит из Трех Ипостасей и человек трехсоставен (как образ Божий), потому и храм состоит из трех частей: притвора, храма и алтаря. Притвор символизирует Ветхий Завет, прошлое мира, это словно “тело”; храм символизирует Новый завет, настоящее мира, это “душа” храма; алтарь – будущее Вселенной, это “дух”, область света,“страна живых”, блаженный Рай, вечное Царствие Небесное. Купол - символ Господа-Вседержителя, Творца Вселенной, Главы Церкви Христа опираемый на четыре столба – символы четырех Евангелий, апостолов-евангелистов, святых.

Если Восток есть область света, “страна живых”, место рая, то запад – страна заходящего и как бы умирающего солнца, это область мрака, скорби, смерти, зла, греха, власти диавола, область вечного жилища мертвых, чающих воскресения и суда, адских мучений… Поэтому в Византии еще по распоряжению имп. Константина, а позднее и на Руси все захоронения совершались, как правило, в притворе, т.е. западной части храма. Вспомним и чин отречения от сатаны во время крещения, предписывающий трижды дунуть (плюнуть) на запад, затем отречься от сатаны и всех дел его.

Также это отразилось и в настенной росписи – в древних храмах на западной стене изображается Страшный Суд, иногда – видение прор. Иезекиилем воскресения костей на поле или изображения вечных мучений в адском огне и скрежет зубов (в Кирилловской церкви XII в., Киев) или сцены суетных и греховных земных удовольствий на лестнице в притворе Софиевского собора (XI в.) в Киеве и т.п.

Великие соборы Св. Софии в Константинополе, Киеве, Новгороде, Полоцке были созданы во имя Ипостасной Премудрости Божией, о которой учил еще первый строитель храма истинному Богу, премудрый царь Соломон, прозревший истинный смысл и будущий замысел Бога: “Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь: закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу: посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу глаголящи: иже есть, безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам: оставите безумие, и живи будете, да во веки воцаритеся: и взыщите разума, да поживете и исправите разум и ведении” (Прит.9:1-6). Т.е. в храме Премудрости, где она на своей трапезе предлагает свою Жертву – свой хлеб и свое вино, источник вечной и царственной жизни – Тело и Кровь Христа (в Таинстве Евхаристии), там необходимо было напоминать и о жизни земной, суетной, ведущей к погибели…

Поэтому фрески каждому входящему в святой храм говорят, что он идет от мрака к свету, от мира суеты и тления к царству вечной истины, от греха к святыни и благодати, что он освобождается от страстей и переходит к свободе совести, оставляя за собой все забавы и суету века сего и созерцает картины благочестия, предвкушает радости будущего блаженства…

Т.к. восточная сторона есть область света, мира, радости, спасения и рая, то здесь помещен лик Господа кроткого, любвеобильного, как Спасителя погибающих, обращающего свой взор на праведных. В отличии от западной стены, где Спаситель изображен скорбным, грозным Судьей в сонме с ангельским воинством и множеством святых… А над Ним надпись – Іс. Хс. Ні. Ка - Победитель, т.е. Своей смертью и Воскресением победивший смерть, ад и диавола и вознесшись на небо сел одесную Бога, как Вседержитель.

Середина же храма символизирует – земное пространство, где обитает Кафолическая Церковь Христова. Поэтому у греков эта часть и называется – кафоликон, т.е. Вселенная. А вхождение с Евангелием сюда (во время богослужения) означает пришествие Христа в мир, т.к. четыре стены, паруса и сверху купол символизируют четыре стороны света.

На южной и северной стенах помещаются важнейшие события Евангельской и Апостольской истории и Вселенские Соборы, а также святые и преподобные.

Итак, христианский православный храм развивался, как развивалось богослужение, как росла и ширилась Церковь Христова, в каждой земле и стране приобретая свои характерные черты и все глубже постигая символику и спасительный замысел Божий о человеке, так ярко воплощенный в каменном богословии. Он как символ Церкви Христовой предстает перед нами и как образ Вселенной и сущий в пределах Вселенской Церкви, раскрывающейся всесторонне и во всех периодах ее бытия, с постепенным развитием в ее жизни Божественного Откровения на основании Искупления рода человеческого Воплощением, Учением, Смертью, Воскресением и Вознесением Господа Иисуса Христа как Божественной Ипостасной Премудрости.

Так и по ныне сквозь века храмы и сейчас в городах и селах деревянные и каменные являются “небом на земле” живым свидетельством и воплощением Божественного Откровения, Промысла Божия, Церковным кораблем спасения, вместилищем Таинств и сокровещницей Апостольского и Святоотеческого Предания, Священным Писанием в камне, покровом Церкви и бесконечно изливающейся милости, благодати и любви Божией к человеку и всему творению.

Олег Степанов,
магистр архитектуры
    
  
№ 20
лютий 2004 року

Зміст номера:

Страстная седмица

Настанови Святих Отцiв

Святые - кто они?

Що спричиняє побоювання? Християнське ставлення до тіла

Умное делание. Святоотеческое учение о молитве и спасении

Угодник Божий останніх часів

Стояние Зои

Богословская символика православного храма

Нострадамус: розвінчення "пророка" всіх часів і народів

Православное издательство "Пролог"

Великопосні роздуми

Християнська символiка

Молитва - Покаяние

Новини звідусіль

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Штейніков, Ольга Целюх,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz