Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 11

№ 12

№ 13


 
Архітектура сакральна Архітектура сакральна

ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ

Храм Гроба Господня был построен IV-XII вв. Он является Базиликой-Мартириумом, где находится круглая ротонда Анастасис над Гробом Господним. Великий Храм Воскресения - это самый прославленный храм во всем христианском мире, по существу вмещает в себя целое созвездие храмов, церквей, престолов (всего 49 мест богослужения), соединенных общими стенами под одной крышей. Это Храм храмов. Здесь центр христианского мира.

До IV в., Голгофа, камень помазания и Гроб Господень, специально были спрятаны под постройками языческих храмов.

Римский имп. Андриан (119-138 гг.) в 136 г. приказал построить на Голгофе храм Венеры, а над местом погребения Христа - храм Юпитера. Сделав это, он точно обозначил место распятия и захоронения Христа.

В 313 г. после провозглашения христианства, имп. Константином, государственной религией, он решил особо отметить Св. места связанные с рождением, жизнью, смертью и воскресением Христа… В 326 г. на местах, обозначенных статуями Венеры и Юпитера, т.е. над Голгофой и над пещерой (местом погребения Христа), царица Елена начала возведение Храма Господня (языческие храмы перед этим были разрушены).

335 г., началась постройка Храма Воскресения Господня, куда были включены все три Св. места, по приказу имп. Константина Великого и его матери Елены.

Главный купол Храма Воскресея, диаметром 21 м, он опирается сводами на 12 колонн. Позднее крестоносцы построили колокольню и фасад Храма.

На протяжении многовековой истории Храм не раз расграблялся и подвергался разрушениям, а затем восстанавливался, но с изменениями. В его нынешнем виде Храм был освящен в 1149 году.

В Храм ведет один вход, в притвор два. Храм без позолоты и блеска, без внешней помпезности, по виду неказист… Но внутри, полон величия. Стены сложены из неровных тесаных камней, положенных на толстый слой цемента. Фасад на половине своей высоты пересечен сильно выдающимся карнизом. Две громадные входные арки, из которых одна заложена каменной кладкой, а во второй вход - массивные бронзовые ворота. Над арками, во втором ярусе фасада, два больших готических окна, а еще выше круглый барабан с частыми светлыми окнами, поддерживающий знаменитый темный купол с крестом. На дверных перемычках у входа изображены: на левой стороне - воскрешение Лазаря, на право - ветви с листьями и разными плодами.

Храм Воскресения Господня имеет более 10 мест связанных со страданиями и воскресением Господа Иисуса Христа. Под его сводами воздвигнуто множество и др. молитвенных мест.

Внутреннее устройство в Храме:

Входим в Храм и перед нами камень помазания. Тут Тело Спасителя было приготовлено к погребению. Красно-белая плита покрывает св. камень от повреждения, надпись на четырех сторонах плиты гласит: благообразный Иосиф, с древа снял Пречистое Тело, обвил Его пеленами с благовониями и положил Его в новую Гробницу. На этом месте стояли Св. Дева Мария, Мария Клеопова, Мария Магдалина, ап. Иоанн Богослов, Никодим и Иосиф Аримофейский, много горьких слез орошали этот камень… Некоторые и сейчас видят на камне отображение Тела Господня лежащего на нем.

Над камнем помазания висит балдахин и теплится 8 лампад, по числу представленных в Храме христианских конфессий: православных греков, католиков, армян, маронитов, коптов, сирийцев, эфиопов и грузин.

Слева от камня помазания на каменном полу сделан мраморный круг, место на котором стояла Богоматерь, когда помазывали Тело Христа.

На право находится вход на Голгофу, две отдельные лестницы ( из мрамора, каждая по 17 ступеней) ведут на высоту около 3 м. Греческий православный Алтарь, под ним серебряный диск указывающий место, на котором стоял св. Крест. Два черных круга на полу указывают места крестов двух разбойников.

Ковуклия - гробница Христа - святая Святых всего христианства, сюда собираются паломники со всего мира. Часовня-Гробница увенчана куполом русского стиля, богато украшена. Лампады, греков, коптов, армян, католиков.

Над входом в Ковуклию мраморное мозаичное изображение Воскресения Христова и мраморная доска, на которой написано по-гречески: "Что вы ищете живого среди мертвых. Его здесь нет: Он воскрес”. Первая часть Ковуклии - притвор - предел Ангела (место явления Архангела женам мироносицам). Вторая часть - нужно сильно нагнуться, чтобы войти в помещение 2Х2 м - это, и есть Святейшая Гробница Иисуса Христа. Мраморная плита покрывает место, где лежало Тело Христа. Гроб Христа расположен около входа справа. Тут же стоит серебряный ковчег, в который вложен Символ веры на греческом языке. На главной стене, что за гробом, - образ воскресшего Христа. Более 40 золотых и серебряных лампад спускаются со свода. Лампады: православных, армян, коптов, католиков. Два монаха чередуясь, окропляют каждого входящего святой ароматной водой и обтирают мраморную плиту.

Все христианские исповедания служат здесь литургии по очереди, переносной алтарь находится над плитой Гробницы.

Это место Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Перед Ковуклией, в храме Воскресения, в Великую пятницу собираются люди всех христианских конфессий, чтобы в Великую субботу быть свидетелями снисхождения благодатного огня по молитвам греческого православного патриарха на Гробе Господнем.

Греческая церковь Воскресения Христова, находится, а центре Храма. Служба идет в середине храма, вокруг чаши, которая называется - "пуп земной" (ось мира - здесь, по преданию, Господь создал Адама. Голова Адама находится в пещерной часовне под Голгофой).

Часовня Адама (и св.Иоанна Предтечи) имеет пределы:

- Каменных уз (пытки Христа);

- Темницы Христовой;

- Св. Лонгина сотника;

- Разделения Риз;

- Марии Магдалины;

- Скорбных жен.

- Притвор св. Елены, к нему ведут 29 ступени, несколько ступеней вниз и тут место, где были сброшены 3 креста, где пролежали 325 лет, пока св. имп. Елена не отыскала Крест Господень.

- Храм Обретения Честного Креста, вниз от храма св. Елены.

- Часовня Богоматери (явления Христа Богоматери).

Из-за беспрестанных конфликтов между небольшими христианскими общинами и их споров с доминирующей Сирийской церковью по поводу прав владения той или иной части Храма, ключи от него давались на хранение одному из мусульманских семейств Старого города - традиция сохранена поныне. Они ежедневно за невысокую плату открывают Храм по просьбе священника одного из трех служащих в нем исповеданий. Храм закрывается с сумерками, а открывается в 4 ч. утра. К стенам примыкают монастыри - православный и католический, сообщение между которой возможно только через Храм Гроба Господня.

С 451 г. учрежден Православной Иерусалимский патриархат, при котором существует монашеская община - Святогробское Братство. Его главная задача - сохранить и обслужить Храм Гроба Господня и все остальные святыни.

В Храме правится каждый день 3 литургии: православная, армянская, католическая. Православные греки - ночью, следом армяне, а в 4 утра католики на самом Гробе. На сегодняшний день этот Храм сочетает черты византийского стиля и греческой и русской архитектуры ХIХ века.

А теперь “пройдемся” по плану собора.

1. Вход в храм Воскресения Христова.
2. Место мусульманской охраны.
3. Камень помазания.
4. Гроб иерусалимского короля Готфрида.
5. Гроб иерусалимского короля Бандуина 1.
6. Гроб Мельхисидека (по преданию).
7. Боковой алтарь св. Иоанна Крестителя, по другому праотца Адама под Голгофой.
8. Место, с которого видна щель скалы Голгофы.
9. Седалище святогробского брацтва.
10. Армянский алтарь.
11. Место пребывания святых жен мироносиц.
12. Вход в келии армян.
13. Придел Ангела.
14. Гроб Господень.
15. Коптский придел.
16. Сирийский придел.
17. Гроб Иосифа Аримафейского и Никодима.
18. Проход к святыни Воскресения Господня.
19. Каменная ваза - "центр земли", символический центр земли - место спасения рода человеческого.
20. Седалища монахов.
21. Трон Иерусалимского патриарха.
22. Трон заместителя патриарха.
23. Иконостас Вознесенской церкви.
24. Жертвеник Вознесенской церкви.
25. Алтарь Вознесенской церкви.
26. Горное место Вознесен-ской церкви.
27. Место, в котором Марии Магдалине явился воскресший Спаситель.
28. Место на котором стояла Мария Магдалина.
29. Алтарь римских католиков.
30. Углубление с колоной бичевания.
31. Католический боковой алтарь бичевания.
32. Место, в котором воскресший Христос по преданию явился Своей Матери.
33. Место, обретения Животворящего Креста Господнего.
34. Римо-католическая резница.
35. Боковой алтарь заключения Христова. Алтарь бичевания.
36. Боковой алтарь Пречистой Богородицы.
37. Боковой алтарь св. Лонгина Сотника.
38. Боковой алтарь разделения риз Христовых.
39. Боковой алтарь возложения тернового венка.
40. Ступени к подземной святыни св. царицы Елены.
41. Боковой алтарь св. царицы Елены.
42. Боковой алтарь св. ап. Петра, который покаялся.
43. Ступени к пещере обретения Животворящего Креста Господнего.
44. Место обретения Животворящего Креста Господнего.
45. Римо-католический алтарь.
46. Ступени на Голгофу.
47. Храм-ротонда.
48. Кафоликон.

И так, Храм Гроба и Воскресения Господня вновь и вновь напоминает нам об искупительной жертве Христа на Голфском кресте о Его погребении и Восресении на третий день. Не даром, каждый христианин старается хотя бы раз побывать в этом сокровенном благодатном Храме. Христос Воскресе!

Cтепанов Олег,
магистр архитектуры.
    
  
№ 12
травень 2002 року

Зміст номера:

Через піст до Пасхи

История Пасхи

Чому Церква освячує пасочки, калачі та крашанки?

Відносно дати Свята Пасхи

Пасха – путь из ада

Чудо Небесного вогню!

„Прослав Ім'я Твоє, Христе Боже!"

Із днем святих жон-мироносиць вас!

Жены - мироносицы

Храм Гроба Господня

Иерусалим – Киев. Два города – один путь. Часть первая: Иерусалим

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Довганич, Віктор Яценко,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови
Влас. кор.:
Олександр Андрущенко

Адреса “ВіК”:
03015 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
 


 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz