Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 23

№ 24

№ 25


 

ХРИСТИАНСТВО И КУЛЬТУРА

(Окончание, начало см. №6 (23))

НЕИЗБЕЖНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Противовес антихристианскому движению (берущему начало еще со времен Цельса, но расцветшему в Новое время и в век Просвещения), полагающему главной ценностью все человеческое и особенно "слишком человеческое", в пику его обожествлению культуры, как таковой (а не того, что она выражает и о чем свидетельствует), в противостоянии этому, культуропоклонничеству была выдвинута якобы истинно христианская точка зрения: культура — дьявольское порождение, насквозь греховна и потому христианину надлежит избегать участия в любом культурном творчестве, его долг — обличать и проклинать культуру. Что ж, и в самом деле: из книги Бытия мы знаем, что начало цивилизации и культуры (основание города, кочевого скотоводства, музыкального искусства, кузнечного ремесла, эпической поэзии) связано с деятельностью потомков братоубийцы Каина. После потопа это “культурное развитие” продолжилось строительством Вавилонской башни и, соответственно, возникновением языкового и национального многообразия (а язык, по мнению многих исследователей, — первичный и базовый элемент культуры), но также, возможно, параллельно этому — появлением языческих верований. С того времени, выражаясь словами о. Павла Флоренского, культуру поразил “хронический недуг восстания на Бога”, а в Новое время эта “болезнь” разбушевалась с невиданной силой.

Да, верно, что культура в падшем мире носит двусмысленный и зловещий характер. Впрочем, это справедливо по отношению к падшему миру вообще, не только человеческому, но и ко всему физическому и даже ангельскому. “Сей миp”, как именуется в Новом Завете греховное и враждебное Богу состояние человечества, лежащий во зле (1Ин.5:19), не имеет ничего общего с Божьим Царством, и культура, происходящая от этого “миpa”, неминуемо проникнутая его духом, не заслуживает ничего, кроме его доли - обличения и осуждения Господом.

Но что это осуждение относится не ко всей вообще культуре, ясно хотя бы из самого факта существования Священного Писания: Бог пожелал говорить на человеческом языке, несмотря на несовершенство языка и неспособность точно выразить сверхъестественное Откровение. Мало того, Бог общался с людьми не просто на понятном им языке, но на восточном языке, исключительно богатом яркими метафорами и образами, которые сами уходят корнями в утонченнейшие, своеобразнейшие культурные реалии той эпохи и тех народов. Без изучения этих реалий Библия останется закрытой книгой, а браться за ее толкование с нашими культурными мерками просто смешно, если не опасно. Другой яркий пример: хорошо известно, как удачно и насколько мастерски воспользовались св. Отцы эпохи Вселенских Соборов понятийным аппаратом греческой философии, оживляя и преобразуя его для выражения несказанных догматов Веры, избегая Сциллы и Харибды еретических крайностей.

Отказ человека от культуры — бессмысленное словосочетание, так как человек, поскольку и насколько он человек, всегда вскормлен какой-либо культурой и неизбежно является ее плодом и выразителем — хочет он того или не хочет, осознает он это или нет. Как говорит акад. Сергей Аверенцев, у человека нет выбора - иметь или не иметь культуру, он может выбирать лишь между хорошей и плохой культурой и т.д.
 

БОГОСЛОВСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ.
ОБРАЗ И ПОДОБИЕ

Однако богословское значение культуры не исчерпывается тем, что она предоставляет язык и символы для выражения Откровения. Культура имеет самое прямое отношение к главному замыслу Бога о человеке и мире. Все Божьи деяния по отношению к людям — сотворение и поддержание мира, спасение во Христе, основание Церкви и водительство ее Святым Духом — имеют целью то, что выражается одним термином восточного богословия — обожение человека, т.е. вхождение его в Божественную Жизнь. Человек призван стать богом по благодати, как Христос — Бог по природе. Но эта цель предполагает не одну Божью волю и благодать, которые являются причиной обожения человека, но и сотрудничающие с ними человеческие волю и действие. Последние же подразумевают рост, развитие, связанные с постоянным свободным выбором, согласием с благодатью и приложением усилий со стороны человека.

Некоторые Отцы Церкви под образом и подобием Божьими понимали: образ — то, что дано при сотворении человека, основа его развития, а подобие — то, что задано, осуществление человеком этого развития. Образ относится к природной и статической составляющей человека, подобие — к волевой, творческой и динамической. Со слов современного православного богослова архиепископа Каллиста Уэра: “Образ дарован человеку при творении, а подобие достигается путем правильного употребления нашей свободы, всегда вспомоществуемой благодатью Божией. Образ относится к подобию, как возможность к осуществлению или как начальный пункт движения к конечному. Образ знаменует не самодостаточность, но движение вперед, направленное к своему исполнению в подобии. Человек — странник, “гомо виатор”, всю жизнь стремящийся от образа к подобию”.

Вот почему аскетическую науку отцы-пустынники называли “наукой из наук” и “искусством из искусств”, т.е., в сущности, “культурой из культур”. И вот христианский ответ на вопрос о начальном и конечном пункте культурного роста: от человека как только образа Божьего (детское состояние человека в Эдемском саду) до обоженного человека, уподобившегося своему Творцу (состояние святости). Именно это развитие лежит в основании культуры и цивилизации.

В этом смысле сущность религии относится к изменению “образа” - того, что дано, что нужно хранить и оберегать в неизменности, тогда как сущность культуры принадлежит измерению “подобия” — роста, развития, обновления, ей свойствен дух свободы, поиска, исследования, творчества. Христианство же, будучи превосхождением, исполнением и завершением того, что в собственном смысле слова называется религией, органично соединяет в себе обе эти тенденции и потому, содержа в себе вечную Истину Откровения, является и духом вечного обновления этого непрерывно ветшающего мира.

О том, что Господь ожидает от нас творческой инициативы и активности, свидетельствует все Писание, особенно же Евангелие. Например, притча о талантах: тот талант (“образ”), который мы получили и не умножили (не довели до “подобия”), Господь с гневом отберет у нас, потому что он не наш, а был дан лишь под условием дальнейшего роста. Только если на его основе мы приобретем другие таланты, он и все добытые станут воистину нашими. Мало того, только в этом последнем случае мы вообще станем быть, существовать. Ибо человек был сотворен вовсе не затем, чтобы остаться таким, каким был сотворен, но чтобы свободным ответом на действие благодати Божией вырасти в иного, нового человека, состояться как именно эта неповторимая и незаменимая личность. Наше бытие до пробуждения нашей свободы, в детском состоянии “образа”, есть лишь потенциальное бытие. Мы осуществляем, реализуем его в “подобии”, становясь при этом сотрудниками Бога в собственном сотворении — сотворцами Творцу. Без нашего согласия и усилия Бог не сможет (в этом Всемогущий пожелал ограничить Свое всемогущество) создать нас полноценными, взрослыми людьми и отнимет у нас и то, что мы думали иметь и считали своим.

Именно это возрастание человека от полуживотного состояния до обожения лежит в основе культурного роста; именно на этом пути богочеловеческого творческого созидания “новой твари” возникает культурное творчество. И этот рост (в соответствии с языковым значением слова “культура”, которое означает “возделывание”, “выращивание”, “уход”, “ забота”, “ попечение”, “воспитание”, “развитие”) требует от человека непрестанной самоотдачи, непрерывного волевого напряжения, постоянных усилий, творческой активности и неутомимой деятельности. Но для того, кто отдает себе отчет в вышесказанном, культура никогда не станет самоцелью, а останется лишь средством и средой роста, а культурные достижения — вехами на дороге, путевыми знаками и памятками.
 

КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ ХРИСТИАНИНА

Как люди, как создания любящего и творческого Бога, как “образ”, нацеленный на “подобие”, мы призваны к культурному творчеству и не имеем права уклоняться от него. В то же время как грешники, спасенные благодатью Господа, среди извращенного греховными страстями мира, мы должны и обличать в культурных явлениях все, что происходит от сатаны, и вместе с тем отыскивать в них и очищать все, пусть мельчайшие, зернышки, посеянные Духом Божиим, Который дышит, где хочет. Поэтому наше призвание в том, чтобы, не отрицая культуру и не обожествляя ее, исполняя Божий замысел о нас, идти “царским путем” христианского культурного творчества, “доколе и придем в единство веры и познанием Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова” (Еф. 4:13).

Юрий Вестель
    
  
№ 24
грудень 2004 року

Зміст номера:

Слово про Архистратига Божия Михаила

Душа человеческая: ум и разум

Що потрiбно знати про церковний етикет на приході

О цели христианской жизни

Истинное ли Православие в катакомбах?

Cвятогорская Лавра. Из истории монастыря

Моральні обов`язки віруючих

Христианство и культура

Генетика та молекулярна біологія: найважливіші результати в богословській перспективі

Федоровская (костромская) икона Божией Матери

Зi святом св. Миколая чудотворця!

Новини звідусіль

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Штейніков, Ольга Целюх,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови

Адреса “ВіК”:
02098 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz