Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 14

№ 15

№ 16


 
Іконопис Іконопис

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ

Святые — это люди, стяжавшие особую благодать Божию, люди, очищенные от греха и преображенные. Господь являет нам себя в этих людях, недаром сказано "славен Бог во святых своих". В разные времена святые духовно укрепляли народ, исцеляли души и телеса, предупреждали о грядущих событиях, творили чудеса и указывали путь ко спасению, как жить во Христе, как молится, как любить ближних, все прощать и не забывать, что сам Господь заповедал нам стать святыми как и Он. В иконографии же особо богато представлены образы святых и их можно условно поделить на такие типы: пророки, мученики, святители, преподобные, блаженные (юродивые) и праведные.

СВЯТЫЕ ПРОРОКИ

К пророкам относятся те святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Мессии. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба, как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например, у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Пророки, как правило, одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых (пророк Исайя) милоть — накидка из овчины. Последний из пророков возвестивший: "...покайтесь, ибо приблизилось. Царство Небесное". (Мф. 3, 2) и воочию узревший свершение всех пророчеств о Спасителе — Иоанн Предтеча, иконография которого весьма разнообразна. Его изображают в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматий; распространена икона "Ангел пустыни", где Иоанн Креститель имеет крылья за спиной — символ чистоты его бытия, как пустынножителя. На этой иконе святой пророк Иоанн Предтеча держит в руке собственную отсеченную голову, что является образным выражением Божественного дара предвидения.

Фигуры пророков чаще всего изображаются по пояс и в полный рост.
 

СВЯТЫЕ АПОСТОЛЫ

Апостолы (от греч. — посланник) — они провозвестники слова Божия, распространители Благой Вести, посланные самим Господом Иисусом Христом во все концы земли.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежды апостолов — хитон и гиматий. На иконах первоверховного апостола Петра можно увидеть связку ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного — ".ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". (Мф. 16, 18—19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских Вратах иконостаса. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Равноапостольные — святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру, и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Их изображения имеют, в основном, ту же иконографическую символику; отличия могут быть в изображениях одежды, которая характерна для своего времени и народа. Часто в иконографии равноапостольных святых появляется изображение креста — символа крещения и спасения от вечной смерти.
 

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ

Мученики — святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Существуют две стороны мученичества: во-первых, мученики свидетельствуют о явлении Бога Слова во плоти и о победе над вечной смертью; во-вторых, мученики, следуя за Христом, как бы повторяют его искупительную жертву. Христос — первообраз мученичества, засвидетельствовавший собственной кровью Спасение рода человеческого.

Мученики (от святого первомученика Стефана (Деян.7) до новомучеников нашего времени) — продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности. С радостью, отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками самому Христу. В иконографии мучеников используется красный цвет, как образное выражение страдания за веру. Красные одежды мучеников — символ не царственного достоинства, а пролитой крови.

Христиане, открыто исповедовавшие свою веру, претерпевшие за это гонения, мучения и пытки, но оставшиеся в живых именуются исповедниками. Начиная с VI века, исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.
 

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТИТЕЛЕЙ

Святители — священнослужители, которые своей святой жизнью и ревностным пастырским служением осуществляют промысел Божий о Церкви как о Теле Христовом. К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя христианскую общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов. На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении: на голове может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя; саккос — верхняя одежда, знаменующая багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа, без него он не имеет права совершать богослужение. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Как правило, святители изображаются с книгой в левой руке; правая рука — в благословляющем жесте.

Фигуры святителей могут быть в полный рост и по пояс; оглавные изображения встречаются крайне редко.
 

ПРЕПОДОБНЫЕ

Преподобные — святые из монашествующих. Монашеская аскеза — особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Основа монашеского подвига — пост и молитва, как путь богопознания и стремления к жизни в Боге. Но монашество не средство только личного спасения. "Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи". Эти слова преподобного Серафима Саровского указывают на то, что многотрудный монашеский подвиг бывает, отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми, подвижник ведет ко спасению всех своих духовных чад.

Преподобные изображаются в полный рост и по пояс, в монашеском облачении; правая рука — в именном благословляющем перстосложении; в левой — может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток; характерная деталь иконографии преподобных — четки — символ монашеского молитвенного труда.

Фоном для икон этого типа может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.

Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы, как способ удаления от мира и сосредоточения на непрестанной молитве.
 

Часто на иконах (это относится ко всей иконографии святых) встречается изображение благословляющей Десницы Господней, самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и архангелов. Фигуры могут быть одиночными, а бывают и многофигурные композиции, называемые "икона с избранными святыми". Одиночные фигуры изображаются в окружении житийных клейм — отдельных сюжетов из жития святого.
 

БЛАЖЕННЫЕ (ЮРОДИВЫЕ)

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее, не взирая на лица, обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние — вот основные черты подвига юродства, являющегося полноправным путем к святости.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах. Обязательный элемент иконографии святых юродивых — нимб. Фигуры могут изображаться как в полный рост, так и по пояс.

Фоном часто служит панорама города, где жил святой, обители или церкви.
 

СВЯТЫЕ ПРАВЕДНЫЕ

Праведные — святые миряне, то есть люди, жившие в миру и не имевшие монашеского или духовного звания. Будучи семейными людьми, они удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Праотцы — первые праведники в человеческой истории. Это ветхозаветные патриархи, а также праведные Иоаким и Анна — родители Божией Матери, и обручник Богородицы — праведный Иосиф.

Праотцы преобразовательно участвуют в истории спасения человечества, являясь по плоти предками Иисуса Христа, а в плане духовном они — пример соединения праведности жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти.

На иконах патриархи изображаются со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотец Ной иногда изображается с ковчегом в руках.
 

Основной богословский смысл всей иконографии святых — победа над грехом, а, следовательно, и над вечной смертью, спасение и вхождение в Царство Небесное. По словам св. Иоанна Дамаскина, "святые и при жизни были исполнены Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их, — не по существу, но по благодати и действию". Как нам не обратится в молитвах к святым перед иконами, так как они являют нам тот истинный пример христианской жизни, путь к святости и то заступление пред Богом за нас грешных.

Cтепанов Олег,
магистр архитектуры.
    
  
№ 15
квітень 2003 року

Зміст номера:

Пост и молитва

Найбільша радість – у перемозі над собою

П. И. Севбо. Пасха

Сошествие во ад Христа Спасителя

Наші діти та сучасний світ очима православних ЗМІ

Храм: на грани тысячелетий

Иконография святых

Иерусалим – Киев. Два города – один путь. Часть третья: Киев

Сім'я в Новому Завіті

Деякі приклади спотворень моральних понять у пост атеїстичному суспільстві

Іграшки-монстри

Настанови святих отців

Віра культури та культура віри

Стихи о главном

Вісті з осередків СПМУ

Новини звідусіль

КОНКУРС "Сторінками соціального служіння нашої обителі"

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Довганич, Віктор Яценко,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови
Влас. кор.:
Олександр Андрущенко

Адреса “ВіК”:
03015 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
 

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz