Віра і культура
За благословенням
Блаженнішого
Володимира
Митрополита Київського і всієї України

 

Інтернет-версія газети
"Віра і культура"

Архів   Рубрики

№ 17

№ 18

№ 19


 
Абетка благочестя Абетка благочестя

"ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ"

Когда любишь, сердце поет и ликует, радуясь, что рядом Она. Ты жадно пьешь дрожащими от ликования и волнения губами это искрящееся вино любви, и тебе кажется, что ты им никогда не напьешься. Но проходит время, и серая, унылая “бытовщина” потихоньку начинает отравлять этот желанный напиток счастья, придавая ему горький привкус. Свет, который ты видел в глазах у Нее, все больше и больше меркнет и постепенно превращается в туманную дымку непонимания и раздражения. И ты замечаешь, что все чаще говоришь о Ней с маленькой буквы. Вместе с заглавной буквой мельчают и наши отношения. Взаимное желание быть вместе становится совместным терпением. И хотя часто еще не забытая любовь высвечивается радугой на небе жизни, даруя чувство узнавания друг в друге Тех Прежних, Любимых и Желанных, все же это, скорее, только просвет среди туч, чем постоянная погода. Она перестает замечать твои успехи и понимать твои неудачи. Ты также все меньше интересуешься ее жизнью. Из этой ситуации обычно выходят, стараясь не вспоминать о тех перегородках, что разделяют нас. Но это решение похоже на страуса, закапывающего голову в песок при виде опасности, так как если мы забудем о проблемах, они не исчезнут.

Что же делать в этой ситуации? Как удержать чувство к человеку, которого все еще любишь, но не можешь понять и всецело принять?

Ко мне как к священнику часто приходят супружеские пары, которые после какого-то времени в браке оказались перед лицом этих вопросов и не смогли ответить на них. И я как человек, который сам имеет уже почти десятилетний опыт супружества, не могу не признать всей важности этой проблемы. Однозначные ответы всегда давать сложно. Наверное, всеобщей панацеи быть не может, да и не должно быть, ведь каждый человек уникален, и подход к каждому свой. И всё же, я думаю, этот ответ будет легче найти, если мы обратимся к учению Церкви о браке.

В церковном понимании двое, сочетаясь Богом в таинстве венчания, становятся частью единого целого, одним существом. И если мы хотим, чтобы это единство не нарушалось, то надо понять, что главное в браке — вера и доверие. Мне могут возразить, — а как же любовь? Любовь — это непререкаемое основание любых настоящих отношений между людьми. Без нее ничто не возможно. Любовь — это та живая вода, что питает наши чувства. Но этой воды, как мы видим, не всегда хватает, и она может иссякнуть, если не будет поддержана доверием, которое может воскресить засохшую землю души.

Прежде всего, это доверие Богу. Он скрепил брак, Он может и дать силы на то, чтобы преодолеть препятствия в нем. Надо вспомнить, что если мы обращаемся к Господу, ищем Его в своем сердце, в тех добрых чувствах, желаниях, стремлениях, что есть во всяком человеке, то Он всегда укрепляет нас. Ибо нет ничего невозможного у Бога и нет силы более Любви Божьей. Надо лишь взращивать в себе и в тех, кто рядом с нами, семена благодати, данные нам в рождении. Чаще обращать внимание на те светлые черты характера, что есть у наших возлюбленных, и уметь отметить, поддержать их. Почаще говорить вместе о том, что нравится, и что хотелось бы видеть друг в друге.

Когда же вы замечаете у своего любимого человека что-либо недоброе или откровенно плохое и не можете справиться с этим — главное, не отчаивайтесь! Уныние — это единственное, что не дает Богу помочь нам. Ибо любой грех может быть прощен и уврачеван Господом, если мы сами стремимся к исцелению. Отчаяние приходит тогда, когда в нас нет доверия к Тому, Кто есть Любовь, Надежда, Понимание. И вместе с потерей доверия пропадают эти чувства. Без веры в Него, Господь не может дать нам силы на исправление своих ошибок.

Уныние в браке — это также недоверие как к самому себе, так и к близкому человеку. Ведь когда мы полюбили, то мы увидели эту искорку Божью в глазах наших возлюбленных, этот свет невечерний. И это не было обманом, не было миражом. Я говорю уверенно, ибо твердо знаю, что каждый человек — образ и подобие Божье, а значит, в нем есть хотя бы частица Всеобъемлющей Божественной Любви. Когда мы полюбили — мы заметили это. Если мы это больше не видим, значит мы разучились замечать. Надо суметь вновь и вновь смотреть друг на друга широко открытыми глазами. На это можно возразить, что наша человеческая природа хотя и несет в себе зерно Подобия Божия, но повреждена грехом, и потому приходится действительно очень широко раскрывать глаза, для того, чтобы увидеть то святое, что есть в нас. Пусть так. Но это не повод отказываться от того, с кем мы стали единым целым. Святой Иоанн Златоуст, давая совет мужу о том, как достигнуть в семье согласия, говорил: “Заботься о жене, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за неё жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным или потерпеть и пострадать, что бы то ни было, не отказывайся. Христос страдал за Церковь, отвращающуюся от Него и ненавидящую Его.

Он покорил ее, не прибегая ни к угрозам, ни к порицаниям, ни к устрашениям и ни к чему подобному, — так и ты поступай в отношении к своей жене. Хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим о ней попечением, любовью и дружбой”. Долг наш попытаться помочь своему родному человеку преодолеть все то темное, мрачное, страшное, что в нем есть. А значит, прежде всего, надо начинать исправление с себя. Если мы будем избавляться от равнодушия и невнимания к интересам своих близких, от частого желания властвовать над ними и попыток переделать их по своей прихоти и начнём воспитывать в себе терпение, умение понять и принять, то мы во многом сможем восстановить утраченное единство.

В начале XX века известный проповедник и духовник отец Александр Ельчанинов писал: “Бесчисленное количество несчастных браков наблюдается именно от того, что каждая сторона считает себя собственником того, кого любит. Отсюда почти все трудности в браке. Но величайшая мудрость его скрыта в том, чтобы дать полную свободу тому, кого любишь. Наш земной брак — подобие брака Христа с Церковью, а там - полная свобода”. Главенство мужа в семье — это главенство любви, но не силы. И послушание жены — это не рабское повиновение, но доверие тому, кого любишь. Создавая семью, мы должны научиться, по слову Апостола Павла, “повиноваться друг другу”, ища общность во всём.

Церковь, соединяя двоих в одно, говорит об особом служении. Ведь христианская семья должна давать миру образ небесного союза Бога и человечества. Во время венчания поются те же песнопения (тропари), что и на рукоположении в священника, тем самым брак уподобляется священству. Каждая семья должна быть горящим огнем любви, на свет которого приходили бы многие, чтобы отогреться от холода жизни. Союз мужа и жены — это таинство, освящающее мир, и особый, наравне с монашеством, путь служения Господу. Надо помнить об этой ответственности перед Богом, друг перед другом и перед всем обществом.

Есть хорошая пословица: “Дорогу осилит идущий”. Если мы отправились в свой жизненный путь вдвоем, надо не останавливаться, не думать: “Стоит ли идти дальше, какие опасности нас ждут впереди?”. Надо просто идти, поддерживая друг друга, поднимая из пыли и грязи, падая и вставая. Но главное идти. Идти вместе.

Священник Сергий Титов
    
  
№ 18
листопад 2003 року

Зміст номера:

Введение вo храм Пресвятoй Бoгoрoдицы

Новини парафії Різдва Христового на Березняках (м.Київ)

Поради молодому християнину

"Дорогу осилит идущий"

О культуре общения

Дух літератури чи коли літера у дусі

Хто поведе молодь?

Жертвенна любов. Пам'яті святих мучеників Адріана і Наталії

О церковной поэзии

Озерянская икона Пресвятой Богородицы

Соборна церква Покрови Пресвятої Богородиці у Харкові

Святая вода - живая вода

Вечерняя молитва

Особистий приклад батьків

Соотносится ли искусство и рок-музыка?

Новини звідусіль

 
 
 

Газета "Вiра i культура"
Заснована парафією Різдва Христового в Харківському р-ні м. Києва.
Реєстраційне свідоцтво Кі№460 видане Міністерством iнформації України 22 лютого 2000 року.

Головний редактор:
прот. Василій Біляк
Над випуском працювали:
Ірина Білецька,
Сергій Довганич, Віктор Яценко,
Тарас Андрусевич

Худ. дизайн:
Олег та Наталя Степанови
Влас. кор.:
Олександр Андрущенко

Адреса “ВіК”:
03015 Київ,
вул. Шумського, 3.
Храм Різдва Богородиці,
для ВіК (“Віра і культура”).
E-mail:
tarasiy@ukrpost.net
irina@beletsky.sita.kiev.ua

Веб-дизайн:
Олександр Денисюк
E-mail:
alexdeni@mail.ru
 

Співпрацюйте з нами на сторінках наших видань "Православна газета", "Кирилиця", "Камо грядеши" "Віра і культура".

Дописувачів "ВіК" запрошуємо до співпраці. Надсилайте нам короткі повідомлення про ювілейні події з ваших єпархій.
 


 

Львівська єпархія
Української Православної Церкви

Інтернет-версія газети `Світло Православ'я`

Спілка Православної молоді України (UKRAINIAN ORTHODOX YOUTH FELLOWSHIP)
  Rambler's Top100

Rambler's Top100 Service
TopList
З   8.6.2000

 

 
 

 

На початок сторінки

Hosted by uCoz